Это самое изношенное здание крепости — обозный сарай батальона резервного пехотного полка. Здание из красного кирпича с двускатной крышей построили в 1902 году и использовали для хранения подвод и другого имущества.
В прошлом году мэрия отдала обозный сарай в концессию на 25 лет компании «Вентсервис», которая возмечтала построить в центре города ресторан для обеспеченных граждан. По условиям концессии (с фотокопиями документов можно ознакомиться в блоге Игоря Федорова) предусмотрены следующие работы: ремонт, восстановление либо замена элементов объекта; укрепление фундамента; внутренняя перепланировка; ремонт, восстановление фасадов; замена системы водопровода и канализации, электроснабжения; благоустройство прилегающей территории.
Однако заместитель председателя Омской организации Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры РФ (ВО-ОПИК), реставратор Игорь Коновалов, краеведы и патриоты города забили тревогу: инвестор-де планирует разобрать стены здания, а потом собрать заново, используя новые материалы и фрагменты старой кладки.
У обозного сарая состоялся митинг против сноса этого объекта. Замечен был неподалеку заместитель министра культуры Омской области Иван Шеин, но приглашение поучаствовать в митинге чиновник проигнорировал — так и остался в стороне.
В свое время по непонятным причинам, — сказал Игорь Коновалов, — обозный сарай не был включен в список памятников культуры, как другие здания Омской крепости.
Но у всех этих строений равная историческая ценность — это единый комплекс. Пусть у сарая нет архитектурной ценности, но он -подлинный объект эпохи и уже этим ценен. Современным технологиям вполне под силу укрепить грунт, сохранить объект. Но проектировщикам из Омскгражданпроекта никто такой задачи и не ставил. Их, во-первых, попросили сделать проект подешевле. А во-вторых, концессионеры сказали, что им мало имеющейся площади, и захотели вместительный подвал. И вот вместо подлинного здания собираются построить новодел. Кроме прочего, считаю спорным: нужен ли здесь ресторан?
Его поддержал заведующий кафедрой отечественной истории и политологии СибАДИ, доктор исторических наук Сергей Сизов:
Омская крепость для нас — некий аналог Кремля. Сносить исторические здания, которые можно вернуть к жизни, — подлость.
Мы все время наступаем на одни и те же грабли, — заявил Владимир Панасенко. — От крепости и так мало что уже осталось — над ней нависли многоэтажные здания из стекла и бетона. А в центре ее -денежная кладовая — откровенный новодел. Обозный сарай нужно сохранить и сделать в нем интересный для омичей и туристов музей транспорта.
Краевед, журналист, известный блоггер Игорь Федоров предложил действовать в рамках правового поля:
Есть концессионное соглашение, где прописано, что допускается только ремонт и восстановление, а не разрушение и перестройка. Пусть работы ведутся согласно документу.
Мнение горожан у нас в Омске вообще не учитывается, — выразил общее опасение Алексей Матыцин, представитель общественного движения «Омск — город для людей».
Жители города, участвовавшие в митинге, подписали резолюцию, где в частности, требуют: присвоить зданию официальный статус памятника; пересмотреть концессионное соглашение; наложить запрет на строительные работы до решения этих вопросов.
С какой целью поодаль от бурного митинга дефилировал замминистра, для митингующих осталось загадкой. Но официальным телеканалам Шеин пояснил, что минкульт действует в рамках своих полномочий и отвечает за охрану объектов культурного наследия: «Обозный сарай находится на территории временной охранной зоны, но сам объект не является выявленным объектом культурного наследия».
Директор департамента культуры города Омска Владимир Шалак после митинга несколько остудил страсти, заявив в интервью «12 каналу», что здание ждет только реконструкция, поскольку в концессионном соглашении ни слова нет о перестройке, и пообещал, что его сохранят в первозданном образе.
Информационные службы регионального правительства постарались, в свою очередь же убедить омичей, что тема митинга возникла на пустом месте: «Кто стал источником звона, который услышали журналисты, и быстро распространили скандальную мелодию в интернете — неясно».
А что ж тут неясно?
Заместитель гендиректора по строительству ЗАО «Вентсервис» Алексей Свитнев ранее в СМИ заявлял: «Это будет новодел, но с историческим обликом. Стены будут кирпичные, будут колонны. К тому же при «строительстве частично будут использованы родные кирпичи. Те, которые можно, мы почистим и применим. Единственное, что вместо ворот, куда въезжали обозы, будет остекление. Это повысит проходимость».
И что же — не реагировать на это?