«В СХЕМУ ВОШЛИ 1469 КИОСКОВ И ПАВИЛЬОНОВ»

Михаил ЩЕЛКОНОГОВ сообщил, что администрация Омска утвердила схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города

На прошлой неделе мэрия опубликовала схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Омска. Об основных характеристиках схемы и о том, как она будет использоваться, на пресс-конференции 15 августа рассказал начальник управления потребительского рынка и внешнеэкономических связей департамента городской экономической политики администрации города Омска Михаил ЩЕЛКОНОГОВ.

О разработке схемы

В 2011 году, в соответствии с требованиями ФЗ № 381, мы разработали и опубликовали схему размещения нестационарных торговых объектов. Но с 2013 года функции по размещению всех объектов на территории города перешли от ГУЗР Омской области к департаменту имущественных отношений, к нему перешли и все договоры по нестационарным торговым объектам. Поэтому возникла необходимость откорректировать существующую схему, что и было поручено мэром нашему департаменту. Схема нужна прежде всего для того, чтобы упорядочить размещение киосков и павильонов и скорректировать нормативы минимальной обеспеченности населения торговыми площадями. Обеспеченность торговыми площадями в Омске должна составлять 619 кв. м на тысячу жителей. У нас, согласно мониторингу, средняя обеспеченность составляет порядка 900 кв. м на тысячу жителей, но по разным округам ситуация разная. Октябрьский и Ленинский округа не дотягивают и до 200 кв. м на тысячу жителей. При этом скученность нестационарных объектов происходит там, где они, по большому счету, не нужны, но выгодны бизнесу.

Наша задача — поставить киоски там, где удобно жителям. Кроме того, наряду с утверждением схемы перед нами стоит задача все нестационарные объекты привести к соответствующему внешнему виду.
На протяжении года 5 окружными администрациями, КТОСами город неоднократно «прочесывался» на предмет законности и целесообразности размещения нестационарных объектов. Мы в каждый киоск отнесли памятку о том, что предпринимателю необходимо заявить о себе, принести в мэрию документы. Как выяснилось, очень много объектов размещаются не там, где должны согласно договору аренды. Где-то объект встал немного поудобнее, где-то отъехал в сторону от остановки, чтобы не попадать под запрет на торговлю алкоголем. Многие объекты просто не были найдены на тех местах, где должны были стоять, хотя предприниматели по-прежнему платят за их размещение деньги. На сегодня в схему вошли именно те объекты, владельцы которых проявили активную позицию, пришли к нам, принесли документы, подтвердили, что они работают законно. В итоге 4 августа нд подпись мэру была представлена схема, согласованная со всеми заинтересованными ведомствами и подразделениями.

Об основных характеристиках схемы

Согласно постановлению администрации города в схему вошел 2 151 объект, в числе которых 1469 объектов городского значения (киоски и павильоны) и 682 объекта окружного значения (палатки, цистерны, автолавки). При этом всего на территории города, согласно инвентаризации, которую для нас провели КТОСы, 2 800 киосков и павильонов, а договоров у нас имеется в департаменте имущественных отношений 2 238. Отмечу, что в числе этих договоров есть договоры на размещение мини-рынков, где стоят 10-15 ларьков. С теми предпринимателями, объекты которых стоят законно, но в схему не попали, договоры будут расторгаться, но мы предложим им компенсационные участки. Если, напротив, объект в схему попал, хотя и стоит не на законных основаниях, участок будет выставлен на торги, и предприниматель, который на нем работает, сможет участвовать в них на общих основаниях. Те объекты, которые стоят незаконно и в схему не вошли (по предварительным данным, их около 500), собственникам будет предложено убрать. На остановке общественного транспорта, отметим, теперь должно стоять не более четырех киосков или павильонов.
В схему также включено порядка 30 участков, на которых по мнению администрации города могут разместиться новые объекты. Это участки в отдаленных районах города, в строящихся микрорайонах. Распределение этих участков будет идти, согласно Земельному кодексу, на торгах. Кстати, с 1 марта 2015 года вступят в силу изменения в законодательстве, согласно которым нестационарные торговые объекты не будут больше подпадать под земельные отношения. В договоре будет значиться не аренда земельного участка, а аренда торгового места. Так что со всеми предпринимателями, попавшими в схему, договоры перезаключат.

Что касается окружных объектов, для города 682 таких объекта достаточно. Большого числа желающих работать на таких объектах нет, существующие места покрывают все поступающие заявки, хотя также распределяются через торги.

О выносе незаконно расположенных объектов

В 2014 году вышло постановление администрации № 95, которое регулирует порядок досудебного выноса незаконно расположенного объекта. Но этот силовой, по сути, метод мы применяем лишь после длительных уговоров и многочисленных предупреждений. Кстати, киоск с шаурмой у кинотеатра «Маяковский», на который многие обратили внимание, стоит незаконно и будет вынесен. Разумеется, мы не хотим людям ломать бизнес, и всем предпринимателям, которым предстоит выехать, мы предлагаем найти себе место, заявиться, и мы его рассмотрим и по возможности предоставим в качестве компенсационного.

О внешнем виде киосков

Требования к киоскам и павильонам еще в 2005 году озвучены городским департаментом архитектуры в качестве рекомендаций. Был предложен типовой проект. Сейчас департаментом архитектуры подготовлено распоряжение, где прописано, как киоски должны выглядеть, из чего должны быть сделаны, какую площадь иметь. Основная концепция — киоски в серой гамме — останется та же. По мнению департамента объекты серого цвета не будут отвлекать внимания от архитектуры города. Вариантов уже сейчас предлагается много. Есть даже совместный проект одного их предпринимателей и Сбербанка. Это проект остановочного комплекса, в одной половине которого будет операционный офис Сбербанка или платежные терминалы, во второй половине — торговый павильон, а между ними — крытая остановка.