Я родом из этих невежливых строчек
Я родом из утра Я родом из ярости
Я родом из мест небывалых неведомых
Географии и т.п. неподвластных
Я родом из леса зеленого теплого
Невырубленного неповаленного
Я родом из радуги
Той, что раскинулась над пепелищем
Над миром
Над прахом
Над кладбищем
Я родом из воинства
Вечного воинства Правды единой
Смертельной
Последней
Оскаленной
Изрыгающей протуберанцы
поэмы и подвиги
Сердитого воинства Что доблестно топает сапожищами Щедро разбрызгивая во все стороны Жидкую грязь, родниковую кровь и остроты. Я родом из Победы.
Егор Летов, май 1994
С Егором мы познакомились при обстоятельствах почти мистических -1 мая 1994 года мы ехали на наш коммунистический митинг, который должен был состояться у здания МГУ. Приехали специально послушать «Гражданскую оборону» -прочитали объявление.
На митинге Егор выступал с грузовика, исполнил всего две песни, зато каких! «И Ленин такой молодой!» и «Родина».
РОДИНА
Вижу поднимается с колен моя Родина Вижу как из пепла восстает моя Родина
Слышу как поет моя великая Родина Снова поднимается с колен моя Родина!
Разгибает спину мой былинный народ Раздвигает стены наша гневная мощь Солнышко зовет нас за собой в поход На гибельную стужу, на кромешную ночь
Сбрасывает цепи мой могучий народ В сердцах тепло и ярко полыхает заря От нашего дыхания тает плавится лед Под нашими ногами расцветает земля
Вижу поднимается с колен моя Родина Вижу как из пепла восстает моя Родина Слышу как поет моя Советская Родина Снова поднимается с колен моя Родина!
Народ всех возрастов принимал Летова просто на-ура!
Свою политическую позицию Летов озвучил в 1993 году, когда создал коммунистическое молодежное рок-движение «Русский прорыв» и в октябре выступил у Дома Советов. В знаменитом номере «Газеты духовной оппозиции» (изданном редакцией уже к тому времени закрытой газеты «День») появляется статья Летова «ОНИ НЕ ПРОЙДУТ. Интервью с самим собой»;
«ВОПРОС: Националист ли ты?
ЕГОР: Я СОВЕТСКИЙ НАЦИОНАЛИСТ (выделено мной. -Д.А.). Моя Родина не просто Россия, хотя я и русский (по отцу из беднейших крестьян Северного Урала, по матери из казачьего рода Мартемьяновых). МОЯ РОДИНА — СССР! СССР — это первый и великий шаг вдаль, вперед, в новые горизонты, в новое время. СССР — это идея, рука, протянутая для рукопожатия, и слава и величие России в том, что она впервые в истории человечества взяла на себя горькую и праведную миссию прорыва сквозь тысячелетнее прозябание и мракобесие, одиночество человека к великому единению — человечеству. Я воюю, как это делали мои доблестные предшественники, учителя » и соратники от Достоевского до Маяковского против лжи, равнодушия, упадка, смерти. В 1917 году наша страна сделала первый шаг на пути к истине».
И еще на эту же тему: «Я — советский националист, и об этом я уже неоднократно заявлял. За 70 лет правления Советской власти возник удивительный, ранее небывалый народ — советский. Но он является потомком, естественным наследником великого русского народа, который — первый и единственный в мире — путем революции героически воплотил в реальность идеал, мечту, надежду всего человечества — построение Царствия Божьего на земле. Отказавшись от изможденной, пережившей себя религии, он возвел на вселенский престол не раба божьего, но человека, труженика. Хозяина собственной судьбы».
Песня «Победа» была написана под влиянием событий октября 1993 года. Егор так и объявлял ее на всех концертах: «Песня посвящается героическим защитникам Дома Советов в октябре 1993 года!»
ПОБЕДА
Пировал закат, выгорал рассвет Полыхал в лицо пьяному врагу От родной земли до седьмых небес Яростно и звонко звучало: «Победа!»
Пировал закат, умирал рассвет Отступала боль, алая капель Падала с креста, а мертвые уста Гордо и упрямо шептали: «Победа!»
Встать бы во весь рост — да нету больше ног Сжать ладонь в кулак, да нечего сжимать -Нету больше слов, нету больше нас Лишь одно осталось на свете — ПОБЕДА! Наша ПОБЕДА!
Единственным появлением на ТВ было интервью Летова в передаче «Программа А» 28 мая 1994 года. После этого интервью программу закрыли.
«ВОПРОС: Егор, когда-то ты был ярым противником коммунистов, а теперь сам оказался с ними. Как ты это объяснишь?
ЕГОР: Я никогда не был противником коммунизма. Вся беда в том, что когда мы начинали воевать — это был 1984 год, — была полная уверенность, что тот брежневский «дисциплинарно-санаторный» режим продлится очень долго. Воевали мы с ним не ради «демократии» и уж конечно не ради капитализма, а ради торжества истинных коммунистических идеалов, которые в последние годы Советской власти были дискредитированы. А сейчас, когда на моих .глазах убивают моих братьев, сестер, матерей, когда убивают мой народ, я в стороне оставаться не могу. В стороне может оставаться либо подонок, либо человек, вообще ничего не понимающий в жизни. Мы воюем с людьми равнодушными!»
И еще цитата из малотиражного издания «Rock -Fuzz», ноябрь 1994 года:
«RF: Мы дорого заплатили за социальные эксперименты.
ЕГОР: Какие там эксперименты! Не было их. Был совершенно естественный процесс построения российским народом российской государственности. Все, что было — коммунизм, это вытекало из православия, из нашей общинной культуры».
Егор был человек жесткий, четкий и последовательный, что для творческого человека большая редкость. Про таких говорят имеет духовный стержень. И при этом очень простой в общении и просто по-человечески очень добрый — это, видимо, и определило его политические взгляды. Ведь коммунистом может быть только добрый человек это основа нашего мировоззрения. До конца жизни он не предал никого — ни друзей ни идеалы, ни Родину. И прежде всего он не предал себя. Если говорить о моих ощущениях, то я бы сказал, что когда он ушел, наш товарищ погиб на войне.
Летов ушел от нас в 2008 году, на 44-м году жизни.
Я перечитываю сейчас стихи Летова, просто вспоминаю его голос, его песни, его манеры — он снова невероятно актуален. Я не могу представить себе Егора на каком-нибудь жирном фестивале типа «Нашествия» или в сборном концерте в «Олимп/ийском», или его песни в хит-парадах. Зато я отлично представляю Летова на концерте в Донецке! Летов снова жив.
Заиндевелые трубы берез
Затянули завыли победную песню
Победную до отчаяния
Совершенно верную до безумия
Посыпались бесы из нас как песок
Из дырявых корзин и кастрюль и мешков
И носков и перчаток
И мы похоронные словно оркестры
Стоим глазеем
Ротозеем
Не дышим
Слушаем
Слышим
Как бьется под кожей мятежная кровь Как катятся с гор озорные лавины Трепещем как банные листья
на свежих ветрах Никак что-то важное чай происходит… Да нет
Просто маятник качнулся
в правильную сторону