СЛУЖИЛИ ЧЕСТНО

В Омской региональной общественной организации «Союз Чернобыль» прошла встреча, посвященная очередной годовщине аварии на химкомбинате «Маяк»

«Союз Чернобыль» объединяет все категории граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, и ветеранов подразделений особого риска, в том числе тех, кто служил в подразделениях охраны ПО «Маяк» и обеспечивал создание «зоны отчуждения» на площадях, подвергшихся радиационному заражению в результате аварии на ПО «Маяк» в 1957 году. Группой ПО «Маяк» в «Союзе Чернобыль» руководит Анатолий Иванович Пащин:

— Все мы служили в закрытом городе «Челябинск-40», в котором находился химкомбинат «Маяк». Призыв 1958-1959 годов. Были солдатами срочной службы промышленных войск МВД. Задача — охрана особо важных объектов. Естественно, очень многого не знали, так как работы на химкомбинате велись в обстановке строгой секретности. Информацию о «Маяке» и о самой аварии рассекретили только в начале 90-х. Когда создавалась организация, в нее вступило около 90 бывших военнослужащих — омичей и жителей области. Но время идет, сейчас осталось около 30. Встречаемся, стараемся поддерживать друг друга. Добиваемся принятия законов, которые определяли бы дополнительные льготы.

На встрече ветераны-ликвидаторы снова вспомнили армейскую молодость. Дело в том, что работы на ПО «Маяк» после аварии не прекратились. Параллельно с работами по созданию санитар-но-защитной зоны продолжалось производство оружейного урана и плутония. По счастливой случайности радиоактивное облако ушло в северо-восточном направлении, поэтому заражению подверглись лишь часть цехов самого предприятия и порядка 20 деревень. После аварии они были выселены, и на площади около 23 ООО квадратных километров создана са-нитарно-защитная зона, в которой запрещалась всякая хозяйственная деятельность. В 1968 году на участках с наиболее высоким уровнем радиоактивного заражения создан Восточно-Уральский государственный заповедник. А на сам комбинат по-прежнему приходили составы с обогащенной рудой, такой же тщательной оставалась охрана производственных объектов и самого города Озерска, который назывался «Челябинск-40».

Понятно, что в условиях еще неизученной опасности работы могли вестись только при соблюдении строжайшей дисциплины.

Многие детали тогда не знали даже ученые. Не знали об уровне опасности. Например, была оборудована граница санитарно-защитной зоны, стояли вышки, на них — солдаты-часовые, у которых — никакой защиты. Ветер поднимает пыль, несет на вышку, какое заражение получает часовой, никто не знает. Но те способы защиты, о которых знали, соблюдались неукоснительно. Солдат охраны, конечно, не посвящали во многие вопросы, но все понимали, насколько серьезные стоят задачи, поэтому служили честно.

Сейчас главная задача «Союза Чернобыль» и «маяковцев» в том числе — постараться донести до каждого бывшего военнослужащего, причастного к техногенным авариям или служившего в условиях повышенного риска, информацию о возможных льготах. В условиях, когда медицина становится все более платной, это важно.
На снимке А.И. ПАЩИН