Сказал это ни много ни мало, а целый директор ПАТП №2 Николай Яловенко, который резанул правду-матку и высек себя, как гоголевская унтер-офицерская вдова. Здесь и 73 миллиона рублей убытков, что получил муниципальный транспорт в 2013 году, а в 2014 году уже 83 миллиона. Из которых на зарплату идет 50 процентов, на покупку транспорта всего девять. А зарплата у работников маленькая — 13 тысяч у кондуктора, 24 — у ремонтников, 30 — у водителей.
То ли поэтому, то ли наоборот, но, как многозначительно ошарашил всех признанием директор, городской транспорт работает хаотично. В 70-е годы автобусы ходили через каждые 4 минуты, были прибыльны, потому что не было частников. Сейчас частник забирает пассажиров, и автобусы ходят пустые. Все должны работать в единой системе, а не как попало, как сейчас. Поэтому именно повышение проезда до 31 рубля поможет городскому транспорту… привлечь на свою сторону пассажиров, навести элементарный порядок в транспортной сети, включая график движения транспорта и строгое его соблюдение. И во взаимоотношения с частными перевозчиками повышение цены внесет свою лепту, а заодно заставит последних платить налоги.
После столь необычной аргументации беспрецедентного повышения стало понятно, почему об этом не заявил присутствовавший на этом же заседании непосредственный начальник Николая Яловенко — директор департамента транспорта администрации Омска Виталий Маслик. Его предшественник и за меньшие аппетиты подвергся жесткой обструкции и ушел работать в сельское хозяйство. Это первое и главное. А потом, нельзя сбрасывать со счета, что это был своеобразный пробный шар для оценки общественного мнения. Опять началась лихорадка… И в конце концов повысят на 2-4 рубля, зато ажиотаж — словно гадание на ромашке. Затем показать, какие они добрые, и установить проезд в размере 20 рублей. А в случае чего можно и на спичрайтера (глашатая этого предложения) все свалить, дескать, сами видите, с кем приходится работать. Тем более что общественный совет принял эту информацию к сведению, но окончательное решение по увеличению тарифа примет правление РЭК несколько позже.
Однако, как заметил глава РЭК Сергей Синдеев, в Красноярске, Новосибирске и Томске давно ушли от дотаций из бюджета. И в Томске стоимость проезда всего 12 рублей. Но там пробеги маленькие. Да и город тоже. От себя добавим, что в Санкт-Петербурге проезд в автобусе-троллейбусе стоит 25 рублей… при зарплате кондукторов 22 500 рублей. А городок-то будет поболее Омска. А на полуострове(!) Крым и вовсе 8 рублей.
Есть и другой пример. Автобусы ООО «Автосила 55» №205 за 18 рублей с проездными и транспортными картами выгодны этому предприятию. Значит, здесь умеют организовать эффективно работу, а директор ПАТП №2 не может. Как не может понять и того, что повышение проезда — это гвоздь в гроб общественного транспорта. Да при конкурентной борьбе цену на услуги снижать надо, а не повышать. Так, может быть, все дело в руководящих кадрах? Если не справляются с поставленной задачей — с вещами на выход. А руководителей среднего звена надо искать более тщательно.