Теперь они значатся на схемах не как Р6, а как Р4. Для людей, далеких от вопросов землеустройства, это ничего не говорит, однако очень много значит для города. Смысл изменения в том, что теперь на всей площади парка им. 30-летия Победы запрещена даже малоэтажная застройка.
Тот, кто интересуется вопросами экологии, не мог не слышать о тяжбе вокруг парка. Тянется она еще с 2010 года,когда участок площадью в 15 га ( то есть добрая половина территории парка) без торгов был продан за 9,4 млн рублей ООО «Городская недвижимость», затем в том же году разбит на пять частей и передан Артему Николаеву, Татьяне Урусовой, Наталье Виноградовой, Александру Савельеву и ООО «Перспектива». В 2011-м году участок отсужен прокуратурой обратно в муниципальную собственность. Однако 14 апреля 2014 года апелляционный суд передает этот участок неким ООО «Вега» и ООО УНА. Интересно, что учредителем Беги» является уже фигурировавший в истории Артем Николаев. По решению суда мэрия якобы обязана предоставить ему 7 га. Почти столько же — ООО УНА, которое, оказывается, преобразовано в ООО «Унита» (крупнейшие же доли по 47% принадлежат неким Александру Артамонову и Олегу Лобову). Причем чиновники мэрии в судах фактически добровольно капитулировали, хотя могли легко выиграть: факт продажи без торгов остался, как и факт нахождения земель в охранной зоне.
Журналисты выяснили, что за всеми этими ООО вырисовывается довольно известная в Омске фигура — Александр Третьяков. Под шумок войны Полежаева со Шрейдером была задумана авантюра — превращение парка им. 30-летия Победы в очередной элитный коттеджный поселок. Однако фокус не удался — сменились и мэр, и губернатор. Но с весны нынешнего года Третьяков оказался снова в фаворе, летом он получил (правда, ненадолго) должность областного министра экономики. И, видимо, проект попытались реанимировать. Однако — опять осечка: помешали громкие уголовные дела в отношении ключевых фигур и отставка самого Третьякова.
Владеющий закулисной информацией руководитель департамента архитектуры Анатолий Тиль успел среагировать и так срежиссировал слушания по внесению изменений в Генплана города, чтобы представители общественности были вынуждены не привычно бороться с его решениями, а поддержать предложения департамента. Действительно, в данной ситуации нельзя было сказать ничего, кроме как: «Спасибо Тилю за разумное решение!» Изменение зонирования с Р6 на Р4 — это то, что спасает парк!
И все же в данном же случае важно не это, а то, с какой легкостью менялось зонирование, как услужливо земельные участки оказывались (по документам) то сверхценными, чуть ли не заповедными, то совершенно бросовыми, абсолютно не нужными городу. Причем в ходе «жонглирования» кадастровыми участками не учитывалось ни однозначное мнение депутатов горсовета, еще в 2012 году постановивших: «В парке Победы — никакой застройки!», ни мнение общественности. Так что можно предположить, что, как только появится новый влиятельный клиент, желающий прикупить по дешевке земельку в парке Победы или любом другом городском парке, эта земелька таинственным образом вновь станет вполне годной для застройки.
Значит, надо найти способ предотвратить такие поползновения.
Он есть, но он потребует совместной работы и депутатов, и общественников, и специалистов мэрии. Накануне слушаний представители любительских спортивных организаций, использующих территорию парка им. 30-летия Победы для проведения тренировок и соревнований (велоклуб «Цепная реакция», Омский областной туристический клуб, военно-исторический клуб «Братина», омские отделения Федераций спортивного меча, страйкболла, кобудо и так далее) выработали список требований к руководству города:
1) в кратчайшие сроки определить границы крупнейших омских городских парков (им. 30-летия ВЛКСМ, «Зеленый остров», им. 30-летия Победы, «Советский») и поставить их на кадастровый учет;
2) изменить на тех участках парков, где нет застройки, зонирование с рекреационной зоны (Р) на особо охраняемую территорию (ООТ);
3)разрешить на территории этих парков только ту деятельность, которая связана с организацией паркового хозяйства, организацией проведения досуга, занятий спортом, проведением культурно-массовых мероприятий. Это означает, что территории может передаваться в аренду только профильным предприятиям вроде сегодняшнего арендатора земель парка им. 30-летия Победы — МУП «Парк им. 30-летия ВЛКСМ»;
4)при выдаче разрешений на ту или иную деятельность на территориях парков в первую очередь следовать сохранению принципа общедоступности этих территорий. Парки — общегородская собственность, и право на отдых в них имеет каждый горожанин. Поэтому там не должно появляться никаких закрытых якобы спортивных клубов, вроде гольфклуба, или давно «прихватизировавшего» кусок земли в парке Победы «теннисного корта». Корт, конечно, есть, но гораздо большую площадь занимает огороженный кирпичной стеной комплекс из нескольких капитальных строений, в которые невозможно проникнуть «со стороны». Такого в городских парках быть не должно.
Городские парки должны получить крепкую юридическую защиту. Иначе игры вокруг них будут продолжаться. В прессе не раз уже проскальзывала информация о том, что департамент архитектуры рассматривает городские парки лишь как некий земельный ресурс, который при продаже или передаче в аренду может принести прибыль в бюджет. Однако никто не подсчитал, какой убыток понесет бюджет, если Омск станет еще менее привлекательным для его жителей, если те люди, которые стремятся вести здоровый образ жизни и заниматься физкультурой в парках, начнут еще активнее уезжать из города.