Карты для пассажиров будут как с определенным числом поездок, так и безлимитные. При этом сохранятся разделения на социальные категории: стандартный, для пенсионеров, студентов и школьников. Система электронных проездных будет предоставлять омичам 20, 40, 70 и неограниченное количество поездок, сообщили в городском пресс-клубе. Интересно, что любителям безлимитных проездных придется платить за них больше, несмотря на то, что и сейчас стоимость немаленькая — 1080 рублей. Омичам придется выбирать, куда съездить, либо исхитряться успеть в несколько мест, расположенных в одном направлении.
Напомним, что попытка ввести «разнообразие» в проездную жизнь уже была: у кондукторов можно было приобрести билеты на 3 и 5 дней. Но стоили они гораздо дороже, чем даже на полмесяца и большой популярностью у омичей не пользовались. Но это потому, что была альтернатива. Сейчас с привычными бумажными проездными постепенно можно прощаться. Безлимитные проездные будут выгодны лишь организациям, приобретающим проездные билеты для сотрудников, тем же сотрудникам ПАТП.
Это московско-питерский вариант, — сообщил директор департамента транспорта Виталий Маслик. — Пассажир с наличными деньгами платит 18 рублей. Человек, который приобретает проездные билеты, получает дисконт в зависимости от числа поездок. Внедрить систему мы предполагаем в апреле-мае, сейчас получаем оборудование, должны как раз подойти сами электронные билеты. Это один из методов привлечь пассажиров в салоны больших автобусов.
Однако, в связи с тем что с марта цены в маршрутках должны вновь сравняться с автобусными, не слишком-то нововведение привлечет омичей, пусть даже чем большее число поездок заложено в карте, тем дешевле обойдется каждая из них. Все равно «газели» будут ходить переполненные.
Отметим, что и в Москве и в Питере есть маршрутки, на которых можно проехать не за деньги, а по электронным проездным и социальным картам. В Омске с начала этого года появилось несколько маршруток, водители которых принимают транспортные карты, но на проездные даже смотреть не хотят. С введением электронных проездных придется учитывать и проездные билеты, ясно, что это будет невыгодно перевозчикам, потому мы рискуем попрощаться с «социальными» маршрутками навсегда.
Как ни крути, а есть одна малоприятная для горожанина особенность во всей этой канители с введением электронных проездных. Если сегодня, купив проездной, можно ездить на всех видах городского транспорта сколько душе угодно, пересаживаясь с одного трамвая, троллейбуса или автобуса на другой, что дает возможность маневрировать, выбирая кратчайший путь и объезжая пробки, то грядущее ограничение числа поездок такой возможности лишает, нанося тем самым удар по транспортной свободе. Можно не сомневаться в том, что это и есть главная цель введения электронных проездных. По сути это то же самое, что тридцать бесплатных поездок для ветеранов и льготников. Будет правда, как уже сказано, безлимитный электронный проездной. Но всем ли он будет по карману?
Еще одно новшество: пополнять баланс поездок можно и с помощью банковских карт, а также в киосках продаж проездных билетов и через мобильный телефон. Предусматривается, что в будущем запасаться поездками можно будет через терминалы «Апельсина», а также в отделениях Сбербанка и Почты России. Однако Сбербанк и почта наверняка будут брать комиссию за оказанные услуги, как это происходит в случае оплаты за капитальный ремонт. Вот и ломай голову, как и добраться быстрее, и с деньгами не прогадать.