Самая поразительная: производство свинины в январе по сравнению с январем прошлого года у нас выросло аж на 41,1%. Впечатляют и другие показатели. Общее производство мяса и мясопродуктов выросло на 20,6%, сливочного масла — на 40,1%, напитков — на 10,7%, сыров и продуктов сырных — на 6,8%, крупы — на 22,4%, кондитерских изделий — на 12,9 %, муки пшеничной высшего сорта — на 5,7%.
В целом прирост выпуска пищевых продуктов в январе по сравнению с прошлогодним январем составил 105,1%.
Темп роста производства продуктов в Омской области вырос благодаря ряду факторов. На пример, этому способствовали и санкции. Аграрии поспешили занять освободившееся от импорта место на рынке и увеличили производство своих продуктов. Реализоваться им помогла и господдержка…
Так прокомментировал ситуацию заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Николай Дранкович. И впредь пообещал поддержку сельхозтоваропроизводителям «для дальнейшего роста темпов производства продуктов» в рамках антикризисного плана правительства.
Верить — не верить
В многочисленных комментариях на сайтах, сообщивших об этих достижениях, омичи не только им не радуются, но прямо-таки издеваются. Мол, у вас свиньи для убоя как на дрожжах растут после особого гомокормления? И вообще: не лукавые, ли, эти цифры? Вопрос, как говорится, имеет право быть. Тем более что, как у нас повелось, есть цифры и «цифры». И можно по разному их сравнивать и толковать. Чиновник говорил о впечатляющих «темпах роста». Но можно ли говорить о некой положительной устойчивой тенденции или, может быть, в январе случился этакий разовый скачок в производстве продукции? Если сравнить нынешний январь не с прошлым январем, а с предыдущим месяцем — декабрем прошлого года, то никакого повышения не просматривается. Даже наоборот. Если в целом производство пищевых продуктов в нынешнем январе составило 105,1% по сравнению с январем 2014 года, то по сравнению с декабрем оно упало до 74,9%, то есть снизилось на 30,2%.
Так, какова же тенденция? Резкое понижение по сравнению с декабрем произошло и по многим отдельным видам продукции. Например, производство мяса и субпродуктов убойных животных в январе нынешнего года по сравнению с прошлым декабрем составило 83%, мяса и субпродуктов домашней птицы — 74,1%, масла сливочного и масляных паст -79,7%, муки — 73,9%, хлеба и хлебобулочных изделий — 93,7%.
Неспециалистам такие «нехорошие» цифры толковать довольно затруднительно, а чиновники любят только те, которые им приятны.
Чудес не бывает
Нас, омичей, конечно, радуют различные показатели, говорящие о росте различного нашего производства. Но некоторые из нас задаются вопросом: почему вместе с ростом, если он есть, растет и цена на эту, все прирастающую продукцию? Причем это происходит не только сейчас, во время кризиса, но происходило и в более благополучные времена, хотя и не так ощутимо. И при высокой цене на нефть, и при низкой цене на нефть у нас, в отличие от проклинаемого нами Запада, цены как росли, так и растут. Но нам ведь толковали, что при рыночной экономике должно быть наоборот. В чем причина»? Если санкции так хорошо помогли нашему производителю, то почему они не помогли нашему все туже затягивающему пояс потребителю? Много упреков сейчас раздается в адрес различных спекулянтов, перекупщиков, торговцев розничных сетей и т.п. Мол, они, мироеды, наживаются на нынешней беде. Может, это отчасти и так. Но объективности ради приведем и другие данные.
По данным Омскстата, индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственными организациями Омской области, в январе 2015 года к январю 2014 года составил в целом 127,9%. В том числе в растениеводстве — 122,1%, в животноводстве -129,4%. Крупный рогатый скот, свиньи и птица в целом — 137,3%. Отдельно свиньи в убойном весе — 147,6%. Птица — 135,5%. Молоко сырое — 111,5%. Яйца куриные — 139,2%.
Подчеркнем: это повышение цен только от производителей. До розничного прилавка эти проценты повысятся еще не один раз.
Чему радуется чиновник? Чудес не бывает.