«ПОЛЕТ» ВЫИГРАЛ ТЕНДЕР НА ПРОИЗВОДСТВО АН-70

На сертификацию самолета и запуск его в серийное производство требуется около $170 млн

7 сентября генеральный директор Российского авиационно-космического агентства (РАКА) Юрий КОПТЕВ подписал протокол о том, что головным изготовителем военно-транспортного самолета Ан-70 выступит омское ПО «Полет». Подпись КОПТЕВА была последней и решающей. Конкурентами омичей были девять российских авиазаводов.

Основным соперником «Полета» выступал Самарский авиационный завод, мощности которого в последние годы не загружены, поэтому самарцы приложили много усилий, чтобы урвать себе производство АН-70. Отдельные члены конкурсной комиссии, проголосовав за омичей, потом долго не ставили свои подписи из-за уговоров самарского конкурента. У «Полета» было два преимущества: опыт восстановления АН-70 и то, что он является государственным предприятием, в отличие от акционировавшегося Самарского авиазавода.

Победа в тендере вовсе не значит, что уже завтра «Полет» сможет приступить к производству АН-70. Потребуется не менее двух лет, чтобы сделать оснастку, подготовить производственные площади, освоить выпуск основных узлов. Когда на «Полете» ударными темпами восстанавливали совершивший вынужденную посадку в Омске АН-70, запасные части поступали из Киева. Скорей всего «Полет» скооперируется с Киевским АНТК им. Антонова и не будет осваивать те узлы, которые можно получать оттуда. Авиационные двигатели будет поставлять Запорожский моторостроительный завод.

Не совсем понятно, откуда «Полет» возьмет немалые средства на развертывание производства. Только на сертификацию самолета и запуск его в серийное производство требуется около $170 млн. Возможно государство, заинтересованное в военном воздушном транспортнике, авансирует подготовительные работы. Полетовские производственные мощности смогут обеспечить выпуск 20-30 самолетов в год. Однако стоимость одного АН-70 около миллиарда рублей, так что вряд ли у России и Украины найдутся средства для оплаты большого количества самолетов сразу.

На авиасалоне в Жуковском в этом году антоновский «грузовик» произвел маленький фурор своими летно-техническими данными. Активно интересуется новым самолетом Китай, наверняка захотят приобрести его и другие традиционные российские партнеры. Еще пять лет назад АН-70 продемонстрировали на авиасалоне в Ля Бурже. Западные специалисты назвали его самолетом века.

Шли предварительные переговоры с европейскими странами о поставках российско-украинского транспортника, для них была разработана модификация АН-7Х. Однако, когда Великобритания, Франция и Германия подсчитали, что Западной Европе требуется 800 этих самолетов и сколько придется платить за них, все контакты были свернуты. Концерн «Арб Индастри» по заказу этих трех ведущих европейских стран пытается разработать свой аналогичный транспортный самолет. Конструкторам концерна сильно помогли летно-технические характеристики АН-70, которые раскрыли предполагаемым партнерам специалисты АНТК им. Антонова.

АН-70 должен пройти сертификационные испытания, после чего получить сертификаты типа и летной годности. Будем надеяться, что за этим дело не станет, и уже через три-четыре года на «Полете» со стапелей сойдет первый омский АН-70.