Концептуальность — дело престижное, и без определенной стилистической направленности журнал рискует превратиться в альманах. «ПС» хоть и не стремится следовать всем общепринятым стандартам, всё же не собирается изобретать велосипед. Тем не менее концепция журнала по сути заключается во фразе «Свободное Творчество», под которой понимается экологичное и гармоничное самовыражение творческой личности, вне зависимости от имеющихся у неё регалий, опыта и рекомендаций.
«ПС» — это своеобразное вечнозеленое государство, воплотившее в себе идеи «Розы Мира» Д. Андреева, гессевского ордена и Лао Цзы. «ПС» — это рефлексия, бердяевское понимание философии и, кроме того, не отягощенное субъективизмом общепринятого литературно-политического критиканства восприятие культуры. Это восприятие, несколько отличающееся от насаждаемых обществу культурологических и нравственных клише, главным образом отразилось во «внутренней концепции» журнала: каждый номер «ПС» является своеобразной стилизацией определенной суб- или контр-культуры, направления в искусстве и пр.; это «своеобразие» заключается в том, что присущая данной суб (контр)-культуре эстетика не слепо копируется или реставрируется, но — осмысляется, перерабатывается и дополняется авторскими субъективными впечатлениями. Музыкальный аналог такой ретроспективы — джаз, причём если содержание журнала походит на т.н. «свободный джаз», то выбор его главной темы — на диксиленд.
Первый номер «ПС» посвящён самой противоречивой в плане культуры нашей родины — «эпохе застоя», которая породила талантливейших поэтов, музыкантов, Творцов с большой буквы, бардовскую песню, рок, «новую волну», малые сцены и, помимо всего прочего, — нас с вами. К тому же, 2000-ый год — год страшных юбилеев, годовщин смерти ярчайших представителей того времени: 26 июля 1980 г. умер В. Высоцкий, 27 июня 1985 г. — А. Кутилов, 15 августа 1990 г. — В. Цой…
Всем тем, кто боролся или просто оставался собой, посвящается…
Омск — весьма специфический город, Город-Сад, известный в эзотерических кругах мира как Город Богов (Асгардт) или как город, стоящий на пересечении планетарных геопатогенных линий; город, занимавший некогда третье место в хит-параде «зеленых» городов России; город, бывший столицей Сибири; город, в котором жили и творили Ф.М. Достоевский, К. Белов, А. Кутилов и др.; город, в котором на полтора миллиона жителей приходится два Союза Писателей, десятки литературных объединений, художественных и театральных студий, галерей, общественных молодежных и религиозных организаций, молодежных изданий, не говоря уже о бесчисленных музыкальных коллективах, etc. И вот в чем парадокс: большая часть населения не знает даже десятой доли вышеперечисленных творческих союзов, ещё более потрясает тот факт, что сами «творцы» подчас не имеют ни малейшего представления о существовании своих «братьев по духу». Однако именно эта пассионарная вязкость сознания омичей, эзотеризм географического положения города и его мистическое «Ом» обуславливает комфортнейшую среду для личностного творчества, духовного роста и психофизического самосовершенствования.
Вот какую цель преследовали мы, создавая «Патефон Сквер»: дабы любая Живая Душа, ищущая свободы, самовыражения и собратьев по духу, нашла их на страницах нашего журнала, дабы не было «зарыто» искусство, и да здравствует Творчество!
Однако мы совсем не стремимся стать плацдармом для боевых действий между различными субкультурами (что, всё же, вполне реально), но — антологизировать их, дать новый ракурс, новый взгляд на их самовыражение. Мы против эклектичного смешения. Наоборот, мы хотим объединить всё многообразие суб-, контр- и около-культур идеей Великого Синтеза, условием применимости которого является неограниченная субъективизмом стереотипов и традиционными рамками свобода мыслей и слова, а естественным критерием отбора — Гармония.
На страницах нашей поэтической субреальности, ты, дорогой читатель, являясь человеком просвещённым (Homo Erudites), наверняка различишь в тихом волнующем шелесте молодой прорастающей листвы и отголоски канувших в Лету некогда самиздат-журналов «ОРЗ» и «2000 rpm». Но это не продолжение их традиций, это перерождение на следующий уровень от «антитезы официальной культуре и журналистике» («ОРЗ») через желание «просто Стать» («2000 rpm») к свободе самовыражения вне зависимости от каких-либо предрассудков и политики.
На самом деле И. несколько преувеличила значимость вышеперечисленных журналов как для предполагаемой читательской аудитории, так и для самого «ПС»: существует великое множество самиздат-журналов (о которых мы будем рассказывать вам в следующих номерах), к примеру, омские «Рыж» и «Палата№», приморское «Лукоморье» и башкирская «Sela», которые пересекаются с концепцией «ПС», а также — периодические издания, освещающие всевозможные направления культуры и искусства («Город», «Омская Муза», «ДиН», «Zabriskie Rider», «Урлайт» и др.), цели и задачи которых практически идентичны нашим. Кроме того, в разное время творческие личности нашего города издавали не менее известные среди «Homo Erudites» самиздат-журналы… Но дело в другом: «ПС» действительно актуален сейчас, когда развитие культуры происходит бешеными темпами, порождая, трансформируя, преображая и уничтожая целую вселенную творчества, часто — неузнанное и не дошедшее до широких масс либо — не нашедшее своего зрителя ( читателя ).