ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ, назначенная Сергеем Дроботенко на 21.30, явно задерживалась. Зрители не хотели отпускать артиста, и тот с удовольствием исполнил еще несколько номеров, по большей части уже хорошо знакомых омичам. Зал был полон, многие более трех часов простояли в проходах и продолжали смеяться до слез. Вышедший к журналистам Сергей Дроботенко охотно ответил на все вопросы.
— У вас концерты всегда такие длинные?
— Сегодня еще ничего, вчера был дольше. Однозначной программы нет. Если зал не устал и принимает монологи хорошо, то концерт продолжается.
— Насколько ваши монологи автобиографичны?
— Ни насколько. Другое дело, что как исполнитель я могу припомнить некоторые ощущения — про тех же алкоголиков, например. Многое просто подсмотрено в жизни и слегка усилено — так появился персонаж Майор. Я по образованию электрик, даже немного поработал по профессии. Были у меня когда-то монологи-лекции по технике безопасности. Но вообще техническое образование дало только широкий кругозор. Описывать факты из своей биографии неинтересно. Как электрик я могу вкрутить лампочку, не боюсь включать в розетку электроприборы — вот и все. Многие исполнители разговорного жанра в последнее время запели. Мне это не нравится, только про Винокура разговор особый. Я не имею голоса, не владею инструментами, поэтому только «Про Сирожу» и могу спеть.
— Как отметили день рождения?
— Вчера после концерта ко мне в гримерку пришли старые друзья, со многими из них мы вместе работали в лучшем в мире театре «Бис». Посидели — почти как в том монологе, что я сегодня исполнил. Были «нас двое и восемнадцать человек родственников».
— Вы уже москвич или еще омич?
— Родина у человека одна. Если брать по штампу прописки в паспорте, то я москвич. Но как дерево корнями уходит в землю в одном месте, а крона его может сильно клониться в любую сторону, так и человек. Может, я вообще уеду жить в Венесуэлу, но корни мои остаются в Омске. Здесь я всегда пробую новые программы, здесь меня ждут и любят как нигде больше на Земле. И я ценю это. С одной стороны, дома выступать легче, ведь не зря говорят, что и стены помогают. С другой стороны, друзья спрашивают более строго, не оставляют без внимания ни единого промаха.
— Вы — завидный жених для многих омских поклонниц…
— Да, пока я не женат. Человек вообще не волен полностью управлять своей судьбой. Это как байдарочник, плывущий по реке. Он конечно, рулит, но не знает, куда вынесет — на водопад, камни или в тихую теплую лагуну. Я вообще ничего надолго вперед не планирую, не замысливаю. Пока у меня для женитьбы не было ни времени, ни желания. Как знать, может уже завтра я встречу женщину, создам семью и обзаведусь десятком детишек. Так что пусть поклонницы еще немного подождут.
Писать рассказы и выступать Сергей начал еще в детстве. Он очень часто болел, а потому родители отправили его в Днепропетровск к бабушке и дедушке — климат оказался более подходящим. Дружил Сережа там все больше с девочками постарше себя. Больше всего они любили играть в «театр». Девчонки были с юмором, а потому первую же роль мальчику дали женскую. Так он и выступал — в платье, которое специально к спектаклю сшила бабушка, с куклой и женской сумкой в руках. В то же время дебютировал и Дроботенко-писатель. Он написал рассказ на украинском языке «Как мы с Оксаной у садку крали вишни». Фотография в семейном архиве сохранилась, а вот рассказ утерян.
В школу Сергей пошел уже в Омске. Он был очень серьезный ученик, никаких хлопот родителям не доставлял.
Профессия
К окончанию школы Сергей Дроботенко определился с выбором профессии. Он хотел стать журналистом или дипломатом, поэтому серьезно готовился к поступлению в институт международных отношений. Английский он знал неплохо. Но для поступления надо было два иностранных языка, и Сергей стал дополнительно изучать немецкий. Родители были против того, чтобы сын уехал в другой город. Обошли все омские вузы, но Сергей для себя ничего не выбрал. Решил поступать в транспортный — туда, где работал отец, Анатолий Федорович.
За учебу будущий железнодорожник взялся серьезно. Два курса пролетели незаметно. Дальше — армия. Отслужил, вернулся в вуз. Закончил его и даже успел поработать преподавателем электротехники в железнодорожном училище.
«Бис»
Увлечение театром пришло на третьем курсе. Тогда друзья пригласили его в студенческий театр, который готовился к фестивалю. Это оказалось настолько увлекательным, что Сергей с головой ушел в искусство.
Сам стал писать тексты — в стихах и прозе, иногда «выдавал» песни. Вскоре Сергей Дроботенко вместе с другом Ильей Багаевым создали «свой» театр «Бис». Название произошло от латинского «дважды». Со временем «Бис» «расшифровали» иначе. Однажды выдалась совершенно неудачная репетиция. Просто ужас какой-то: актеры никак не могли понять, что хочет режиссер Дроботенко. Сергей, в свою очередь, не мог доходчиво сформулировать свои требования. Тогда-то он и выдал в сердцах: ну точно «Бис» — Бездари и Сергей. Кому-то выражение запомнилось и получило широкое хождение среди поклонников театра.
Бездари, конечно, есть всегда и везде, но Дроботенко и Багаев отыскали много весьма талантливых актеров, которые внесли немалую толику в популярность театра. Одна из актрис «Биса» Татьяна Черепанова стала профессиональной актрисой и с большим успехом исполняет характерные роли в омском тюзе.
«Любовь и сало»
Для своего театра Сергей Дроботенко писал много пьес. С большим успехом в числе первых прошел спектакль «Любовь и сало». Сергей написал для него стихи, активно работал над постановкой, сам исполнил главную роль. Прообразом Мыколы стал друг автора Игорь Картавенко, большой любитель сала. Действие пьесы проходит на Украине — Дроботенко вспомнил детство золотое. Уже став популярным, на одном из концертов Сергей представил зрителям Игоря, сидящего в зале. Тот, нимало не смущаясь сравнением с Мыколой, встал и поклонился публике.
К театру пришел успех, он даже выезжал на гастроли в сибирские города. Приглашение принять участие в фестивале студенческих театров «Бум» коллектив принял с воодушевлением. Но одним из условий участия был монолог. Сергею вновь пришлось взяться за перо.
В Москву
Работа по основной профессии Сергея уже не устраивала, и он ушел на радио. В свободное время писал и даже посылал свои тексты в Москву именитым исполнителям — Елене Степаненко, Владимиру Винокуру, Ефиму Шифрину. Однажды Дроботенко должен был взять интервью у Яна Арлазорова — и с треском провалил его. Это Арлазоров, которому подсказали, что Сергей пишет монологи, брал у него интервью. Он же и сказал в заключение разговора: «В Москву тебе надо, в провинции не развернешься». Это было три с половиной года назад.
Когда Сергей уезжал родители ему говорили попробуй, мол, да возвращайся, если что. Но Дроботенко всегда был очень настойчивым. Первое время жил в общежитии. Очень много работал. Стал активным участником передачи «Аншлаг» Его тексты исполняют многие мэтры эстрады. Но больше всего он пишет для себя. Не зная нотной грамоты, сочиняет песни Просто напевает мелодии к своим стихам. Но об этих песнях отзывается с большим юмором: «Вокальных данных нет, владение гитарой такое же» Тем не менее уже давно работает над мюзиклом. Либретто готово, осталось написать музыку, и возможно, уже через несколько лет мюзикл с успехом пойдет на сцене.
Жениться не успел- просто некогда.
Мама Дроботенко
Родители Сергея живут и работают в Омске. Но фамилии носят разные. Когда они поженились, работники загса напутали и оставили молодоженам прежние фамилии. Ветте и Анатолию некогда было менять документы, они уже уволились и готовились к переезду в Омск. Несколько лет спустя, когда в стране шла массовая замена паспортов, Ветта Анатольевна снова попыталась стать Дроботенко, но писари паспортного стола опять не вникли в суть заявления и оставили ее Громовой.
Недавно около магазина Ветта Анатольевна обратила внимание, что одна женщина указывает на нее другой. Потом они подошли и спросили: «А правда, что вы — мама Дроботенко?».
«С добавкой «мама» я все же стала Дроботенко,» — улыбается счастливая женщина.