Вообще-то к тайнам я отношусь серьезно, поэтому долго терзал себя размышлениями: держать язык за зубами или взяться за перо? В итоге поступил не по-партизански. Хотя, думаю, если из моего «нравственного падения» будут сделаны выводы и одной «военной тайной» у нас станет меньше, мы только выиграем. Впрочем, судите сами.
Поколение «пепси»
Вспомните-ка, дорогие наши читатели, сколько букв в русском алфавите. Нет, не смейтесь, а четко вслух произнесите эту цифру.
Я уверен, у всех получилось 33. А вот многие из современных солдат сделать этого не смогут. Они этого просто не знают. Да и прочесть нехитрую загадку не в силах. Потому что разучились читать. А некоторые никогда и не умели.
«С каждым годом мы отправляем в армию все больше ребят, не окончивших среднюю школу. В последний, весенний, призыв 2001 года их количество составило пять целых семь десятых процента. Это больше двухсот человек по области», — по-военному четко сказал мне подполковник Быков.
Дмитрий Анатольевич — заместитель начальника отдела призыва Омского областного военного комиссариата, поэтому с критическим уровнем интеллекта будущих защитников Родины сталкивался каждую весну и осень. По его мнению, год от года ситуация ухудшается. Приходится констатировать, что Российская Армия, кроме прочих бед, испытывает недостаток образованных солдат. Проще говоря, наши Вооруженные Силы с каждым призывом все больше глупеют. Выражение «броня крепка» обретает новый, совершенно неожиданный смысл.
Характеризуя эту категорию призывников, подполковник Быков говорит так: «В основной массе эти парни из бедных семей. Некоторые приходят сами, просят: «Заберите поскорее, а то дома есть нечего».
Российская Армия, в отличие от Советской, действительно, стала рабоче-крестьянской. «Кто поумнее, тот отмазался», — весьма распространенное мнение в войсках. Хилые интеллигенты не проходят по здоровью, сообразительные коммерсанты не пролазят в игольное ушко армейского «рая», за сынков-мажоров платят родители, наркоманов и даром не берут (берегут для тюрьмы)…
Вот почему в ряды Российской Армии стройными колоннами маршируют незатейливые, как молотки, парни из бедных семей безработных рабочих и крепко попивающих колхозников. Пацаны, которые в небогатой русской армии мечтают «отъесться». На гражданке не получалось.
Поэтому и школа им, рано повзрослевшим от всех этих забот, очень уж неинтересна. Только существование такое, скорее, старит, нагружает жизненным опытом, грамотности-то не прибавляет.
Вот и машут два года подряд лопатами. Кто ж им доверит что-нибудь серьезное?
Так что, дорогие читатели, пресловутое поколение «пепси» — это не только продвинутые тинейджеры из рекламных роликов. Поколение «пепси» — это еще и угрюмые парни, забывшие за ненадобностью грамоту, те, для которых любознательный Филиппок авторитетом никогда не был. Да уже и не будет.
До свидания, школа!
Бывшая моя соседка с четвертого этажа умудрилась меньше чем за десять лет пропить несколько квартир. Делала она это упорно и планомерно.
Сначала двухкомнатную «поменяла» на однокомнатную. На разницу в цене гуляла месяц. Потом были хрущевка, барак, сейчас, говорят, живет где-то на Николаевской свалке. Старшая ее дочь успела окончить восемь классов, а вот младшей исполнилось 7 лет как раз к моменту переезда в остро пахнущие апартаменты. Понятно, покупать учебники, тетрадки и приличную одежду было непозволительно дорого. Так и не пошла младшенькая в первый класс. Зато бутылки собирает шустро.
Для многих призывников этот этап обнищания семьи (хотя, может быть, и не в таком крайнем выражении, как в описанном выше случае) наступил чуть позже. Классу к пятому-шестому одеваться хуже всех сверстников им стало стыдно.
Если не могут заработать родители, заработаю сам, решают они, бросают школу и пускаются в рискованные коммерческие предприятия. В общем, постепенно образование в любом виде, начиная с бесплатного школьного, станет уделом людей, имеющих копейку-другую. Если же денег — только на хлеб и на «заплатить за квартиру», то грамотей в семье становится неподъемной обузой.
— Это очень большая проблема, прежде всего в селах. В городе как-то не так заметно. В основном, бросают школу дети из неблагополучных семей. Часто родители злоупотребляют алкоголем, — говорит Ольга Бучко, заместитель начальника отдела по делам несовершеннолетних УВД Омской области. — Пятый-шестой класс для них предел. Начинают перебиваться случайными заработками. А через год-два могут совершить что-либо противоправное. Как правило, это преступления имущественного характера. (Так что уровень грамотности и уровень преступности — вещи взаимосвязанные. — Прим. автора.) Кстати, у многих таких подростков проблемы с психикой. Им бы в коррекционных школах учиться, но никто за этим не следит. И с родителей спроса нет, хотя это их конституционная обязанность.
Интересно вот что. Оказывается, нигде, даже в Управлении образования, нет статистики, сколько детей болтается по улицам без дела. То есть официально все они так или иначе пристроены. Записаны в классные журналы. Ведь сейчас от наполняемости школьных аудиторий зависит учительская зарплата. А вот сидят они за партами в течение года или осваивают уличные премудрости — дело другое.
Хотя сотрудники областной комиссии по делам несовершеннолетних могут вмешаться в этот процесс «обретения свободы», если вы, например, «настучите» на своего соседа-школьника, который целый день болтается без дела. Его, конечно, к парте не привяжут, но с родителями поговорят. Может, толк и выйдет.
Здравствуй, армия!
— Опять про армию что-нибудь плохое напишете и нам по шапке надают, — пытается выяснить мои намерения капитан Курносенко из дислоцированных на Старой Московке Железнодорожных войск. Сам он шесть лет назад окончил Омский институт культуры и теперь с большой иронией общается с бойцами, которые одиннадцатиклассника считают «очень умным». — Однажды я такого, с пятью классами, заставил объяснительную написать. Он час сидел пыхтел, пока у меня нервы не выдержали. В буквальном смысле, двух слов связать не мог, — рассказывает о своих подчиненных капитан.
Психолог воинской части Андрей Симонов говорит, что с весенним призывом пришло больше двух десятков солдат, не окончивших школу:
«Ситуация ухудшается с каждым призывом. Пусть не резко, но все-таки».
Если раньше ДОСААФ готовило парней к службе, обучая профессиям, родственным армейским, — учили на водителей, трактористов, парашютистов, помощников машиниста, связистов, — теперь это осталось далеко в прошлом. Сейчас хоть бы фамилию свою написать без ошибки мог -и то ладно. Служи, боец!
Из разговора с военным психологом следует, что чем ниже уровень образования, тем легче такие люди встраиваются в армейскую негласную иерархию. Становятся лидерами.
— Они легче адаптируются. Меньше задумываются. Просто живут своей жизнью, — утверждает майор Симонов. — Гораздо тяжелее рефлексирующим интеллигентам. В армии вопросы: как? зачем? почему? и прочее самокопание — до добра не доведут.
«Всякая борьба с дедовщиной -это борьба с неграмотностью!» -сформулировано не мною. Так сказали офицеры Железнодорожных войск, в которых служит значительное число выходцев с Кавказа. Бойцов, которые зачастую по-русски плохо разговаривают, но что такое авторитет, знают четко. Сильный всегда прав.
— Главное, знать с кем дружить, а школа роли не играет, — сказал мне рыжий, с хитрыми карими глазами Сергей Александрович Ковалев, 1982 года рождения, призванный этой весной из Кизляра.
Рядовой Ковалев окончил всего 7 классов дагестанской школы («считай, три-четыре по нашим меркам», -утверждают офицеры), потом «стало неинтересно», но основной принцип всей своей жизни понял: главное — с кем дружить! Земляки дагестанцы весь расклад объяснили быстро.
У рядового Ивана Сергеевича Калетина за спиной тоже 7 классов, но по другой причине. «Я три года в пятом классе сидел», — объясняет Ваня. Ему скоро на дембель. На гражданке собирается устроиться на железную дорогу путейцем. Специальность получил за два года службы -спасибо армии. Также за плечами Вани Калетина из села Красная Нива Курганской области — полтора года условной судимости. «Комбикорм украли. Пьяные были». О том, что не окончил школу, не горюет; «Писать, читать умею и ладно. Жениться смогу и так».
«Плохо то, что сейчас в армию отбирают по физическим показателям, а хорошо бы еще и по уму», -мечтают офицеры. И тут же находят контраргументы: «А кто бы тогда вообще в армию пошел? Итак недобор».
***
Сейчас слаборазвитые в умственном отношении защитники Родины концентрируются, в основном, в Строительных и Железнодорожных войсках. В те части, где бойцам необходимо общаться с чем-то сложнее, нежели лопата или шпалы, их стараются не направлять. На это пока хватает призывников, окончивших среднюю школу. С каждым годом количество таких интеллектуалов сокращается. И уже совсем скоро в воинских частях в пору будет устраивать ликбезы: «Мама мыла раму».
А нам говорят, «солдат будущего помимо стрелкового оружия получит ноутбук, позволяющий работать с навигационными программами».
Для нас же универсальный солдат — это тот, кто умеет маршировать, да еще и писать свою фамилию. Большего и не надо.
Эх, знал бы ты, дружище Электроник, до чего дошел прогресс!
Россия.
XXI век.