ДОКОЛЕ БЫТЬ НА ПРИКОЛЕ

ДОКОЛЕ БЫТЬ НА ПРИКОЛЕ

С приходом осени отдохнувшие, соскучившиеся по зрителю, вернулись в свои пенаты с традиционных "каникул" артисты Омского государственного русского народного хора, даровано которому изначально было песней и танцем сердца зажигать, вытаскивать из закоулков души человеческой лучшие чувства, будоражить сердца удалью и озорством, величавостью и любовью к истории края, к лесам и полям, к сотоварищам своим сибирякам

Сейчас идет репетиционный период, подготовка к поездке в Иркутск, куда хор отбудет на две недели 4 октября. А потом все пойдет по плану работы в масштабах нашей области, благо, на юбилеи наступивший сезон урожаен. 1 января — восьмидесятилетие народного артиста СССР Георгия Николаевича Пантюкова, который тридцать пет был художественным руководителем хора.

21 января — сто лет Елене Владимировне Калугиной, основательнице хора. Концерт в ее честь состоится 2 февраля. 20 марта — 75-летие заслуженного артиста России Леонида Шарохи.

В июне 2002 — 90 лет со дня рождения Аграфены Олейничевой. Плюс концерты к торжественным датам, например, к Дню Победы, тематические встречи… Одним словом, скучать некогда, хотя кататься стало накладно, каждый километр к зрителю, тем более в глубинку, «кусается».

А жизнь артиста немыслима без гастролей. Если нынче здесь, завтра там — значит, круг твоих почитателей ширится, растет популярность, высвечивается ярче узнаваемость. Перемещения по городам и весям нужны как воздух. Миру нужно напоминать о таланте регулярно, иначе добрая слава, глядишь, совсем сойдет на нет. Забудется в суматохе серых будней. А разве простят нам потомки, да и современники забвение прекрасного? Немногим из «ветеранов» сцены дано быть в фаворе у зрителя, несмотря на годы — расстояния.

Государственный русский Омский народный хор, полвека назад броско заявивший о себе «Омской полечкой», из счастливчиков. В его арсенале до сих пор нестареющие «Вперед, друзья», «Коробушка», «Выйду на улицу», «Русская поляна», из балетных постановок «Ямщина», «Потеха», «Ложки». Потрясающие вещи. Поколения тридцатых, сороковых, пятидесятых годов готовы горы были ворочать под песни и пляски прославленного в стране Советов и за рубежом хора. За честь считалось принять у себя его артистов. Сегодня ничуть не уменьшился талант артистов хора, но он оказался отодвинутым за кулисы нашей дерганой действительности. Практически невостребованный находится, как бы на приколе. А доколе? Вопрос вопросов.

На стыке столетий, в 2000 году стукнуло хору полвека. По этому случаю было дано четыре концерта в Москве, принятые на «бис». А что дальше?

Радует, что нынче художественный руководитель хора Александр Зобов набрал молодых артистов и в балет, и в хоровую группу. Находкой стал прекрасный дуэт молодых супругов Дмитрия и Людмилы Строкиных — выпускников Екатеринбургской консерватории, пришедших в оркестр хора. Он балалаечник, она — домбристка.

В стадии созревания задумка создать студию Омского хора. Пора растить балетных актеров на местной базе. Исходный материал есть — детский ансамбль «Солнышко». Прошло времечко, когда коллектив хора комплектовался из талантов всей России. Попасть сюда было подарком судьбы. По девять месяцев в году находился хор за границей, ему рукоплескали десятки стран. В Союзе хор работал только по столицам союзных республик. Увидеть Омский хор на сцене родного города было редкостью, но когда он наезжал домой, залы ломились от желающих лицезреть его воочию. Песни из его репертуара постоянно транслировались по радио, телевидению, никогда ни приедались, столько в них было необъяснимой словами положительной энергетики. Попасть в Омский хор было для артиста великим счастьем. Отбор велся строгий. Отношение к артистам было достойное. Они ни в чем не испытывали неудобств. Квартиры артистам выделялись в центре. Престижно было быть артистом Омского хора. Сложности были с жильем, но кое-что в этом вопросе последнее время делается. На днях выделена 4-комнатная квартира семье молодых артистов.

Бредовым казался в доперестроечные годы сам вопрос: куда ехать, на какой самой престижной площадке выступать, доказывая, что хору из Омска равных нет. Как, впрочем, нет ему равных и сегодня среди одиннадцати существующих в России. Все неподъемнее организация концертов. Раньше был Росконцерт. Он спускал планы, по ним выстраивались гастроли. Времени на передых не было. От 18 до 25 концертов в месяц давал хор. Сейчас, поскольку организация гастролей — дорогостоящее удовольствие, отправиться куда-либо всем составом немыслимо. Своя же область изъезжена вдоль и поперек. Так, только вместе с духовым оркестром на деньги из областного бюджета в 1999 году хор с программой «Дорогами родного Прииртышья» весь север объехал на теплоходе «Римский- Корсаков», дав там тридцать концертов. Хор славно поработал и нынешним летом на концертных площадках области, а именно: в Русской Поляне, Москаленках, Кормиловке, Одесском. Непосредственно в городе хором дано было в летнее время в парках десять концертов, а филармонией омичам подарено 33 концерта на средства, выделенные мэрией.

Взят курс на село, но деревня не всегда в силах сегодня проплатить услуги (а, стало быть, расходы) творческого коллектива в 96 человек.

Чтобы в Одесское доехать (фура с костюмами и два автобуса с артистами), одного бензина надо на 2600 рублей. В Шербакуль надо три тысячи рублей на заправку двигателей, Тюкалинск — 4200, Черлак -4450, Русскую Поляну — 4200. А о севере никто и не заикается. Несбыточными, чем дальше в завтра, кажутся гастроли за рубеж. Брезжила надежда посетить Израиль, Германию, даже Америку. Но растаяла из-за дороговизны. Публично было Ельцин пообещал (когда находился с визитом в Омске) порадеть за Омский хор, посулил содействие в поездке в Японию, да поезд с посулами ушел, а выше себя не прыгнуть.

Сейчас перед Омским хором стоит сложная задача — выжить, чтобы и дальше служить тем, кто помнит и ждет.

Хочется верить, что быть долго на приколе любимцу публики не придется.