«ОМСКИЙ БЕКОН» «СБРАСЫВАЕТ С ХВОСТА» СИБИРСКУЮ НЕФТЯНУЮ КОМПАНИЮ

Метод оценки акций свиноводческого комплекса вызывает сомнение

10 августа состоялось внеочередное собрание акционеров ОАО «Омский бекон». На нем принято решение увеличить уставный капитал общества на 55%. 35 тысяч дополнительно выпущенных акций будет размещено по закрытой подписке среди четырех юридических лиц, два из которых — оффшорные фирмы с Британских Виргинских островов. Кто не согласен с таким решением, может продать свои бумаги по 283 рубля.

На Виргинских островах очень любят омских свиней

В собрании приняли участие владельцы 64,3% голосов. Квалифицированным большинством акционеры проголосовали за увеличение уставного капитала. Единственный крупный акционер, кто мог бы возразить и сконсолидировать вокруг себя недовольных — Труссарди Инвестментс ЛТД (19,96% от уставного капитала) — в собрании не участвовал. Его пакет застрял в арбитражных разбирательствах чуть ли не на два года. Не было заметно и представителей администрации Омской области, которые в прошлое лето громогласно заявляли о контроле над частью акций «Бекона». Надо полагать, что они планировали взять в управление как раз те самые спорные акции, все еще принадлежащие Труссарди.

Впрочем, после собрания и последующей за ней эмиссии привлекательность данного пакета, уменьшившегося до 12,87% от уставного капитала, поблекла. Столько же потеряла в «Омском беконе» и Сибирская нефтяная компания (было 19,71%, стало — 12,71%). Разница существенная. Добрать акции до блокирующего пакета (25%) в первом случае еще реально, во втором — очень трудно. Если логика действий по отношению к инородной Труссарди еще понятна: с глаз долой, из сердца вон, то такая дискриминация по отношению к нефтяной компании, представители которой доминируют в совете директоров «Омского бекона», заставляет задуматься о причинах.

Есть мнение, что именно ради ущемления Сибнефти все и затевалось. До новой эмиссии фирмы Richard Enterprises S.A. Gregory Trading S.A. и Гартмур контролировали в совокупности 42,14% акций (свыше половины от уставного капитала они имели только вместе с нефтяниками), после эмиссии у них стало 59,31%. Теперь им доля Сибирской нефтяной ни к чему.

Такое игнорирование нельзя объяснить ничем, иным кроме как грядущей потерей Сибнефти для нынешних ее хозяев. Продавая компанию они хотят сохранить у себя крупнейший свиноводческий комплекс в России. Другого, столь же логичного, объяснения данному ущемлению интересов компании в «Омском беконе» я найти не могу.

Вчера были большие — по 1000, сегодня маленькие — по 283

Обманутыми себя чувствуют и многие миноритарные акционеры «Омского бекона», придержавшие акции до лучших времен. В конце 1999 года Сибнефть и аффилированные с ней фирмы покупали эти бумаги почти по тысяче рублей за штуку. Сегодня акционерам, не согласным с решением собрания об увеличении уставного капитала, предлагают продать их акции по 283 рубля. Такова оценка рыночной стоимости бумаг «Омского бекона», согласно исследованию НП «Западно-Сибирский центр инвестиций». При этом последний пользовался двумя методами оценки предприятия — доходным и сравнительным.

Доходный подход позволяет определить стоимость приносящего доход актива посредством количества, качества и продолжительности получения тех выгод, которые данный актив будет приносить в течение прогнозного периода времени.

Согласно этому методу, каждая акция «Омского бекона» стоит 764 рубля. Причем оценщик сделал 35% скидку на неконтрольность пакета акций, предполагаемых на продажу. И совершил ошибку. Именно по утвержденной некоммерческим партнерством цене должны быть выкуплены и 55% акций дополнительной эмиссии. Кто сказал, что 55% — это неконтрольный пакет? А значит, есть возможность опротестовать оценку в суде.

Используя второй метод, оценщик ориентировался на цену акций, купленных за период с 1 января 2000 года по 1 апреля 2001 года. Стоимость каждой купли-продажи зафиксирована у реестродержателя. Как утверждают документы, практически все акции за этот период были приобретены по пять рублей за штуку (!!!). В том числе пакеты величиной в 19,96% и 14,8% от уставного капитала. Ну ладно, реальную цену этих пакетов установить трудно — две фирмы, зарегистрированные на Британских Виргинских островах, купили акции у двух других фирм, зарегистрированных на тех же островах. Но акции, проданные в Омской области по пять рублей за штуку, это абсурд. Всем известно, что стоимость этих бумаг доходила до тысячи. При таком спросе ни один мало-мальски разумный человек за «пятак» рублей свою акцию бы не отдал. А значит, акционерам платили черным налом, официально проводя в договорах купли-продажи номинальную цену в пять рублей. То есть так называемый сравнительный метод — это туфта. Между тем именно он оказался определяющим при установлении окончательной цены каждой акции «Омского бекона» в 283 рубля.

Р.S. Для того чтобы у регистратора в реестре была зафиксирована хотя бы одна сделка, более близкая к реальной рыночной цене, чем пресловутые пять рублей, автор готов официально купить одну акцию «Омского бекона» за 600 рублей.