Но первый же ее опубликованный роман «По дороге в рай» в 1997 году номинировалса на престижную Букеровскую литературную премию. Это несомненное признание таланта молодого омского автора элитой современной российской литературы. И хорошая стартовая площадка для покорения новых профессиональных вершин. Два года Алиса училась на Высших литературных курсах в Москве и сейчас живет в столице, регулярно наведываясь в родном Омск.
— Алиса, я что стало толчком для вас, как вы пришли в литературу?
— Не знаю, мне кажется, это было со мной всегда. Я уже много раз говорила, что есть такое ощущение, что пищу не я — приходит это сверху. Еду в автобусе, троллейбусе, и словно что-то подкатывает к горлу. И пока не сяду за письменный стол, ничем другим заниматься просто не могу.
— Ну не зря же считается, что талант дается человеку свыше. Другое дело, как он им распорядится. Или он это в себе задавит или разовьет.
— Нет, задавить это совершенно невозможно, потому что, если бы я не выплескивала это на бумагу, то, наверное, просто умерла бы. Так что ничего с этим поделать не могу — пишу.
— Похоже, Алиса, вы — фаталистка.
— В какой-то степени. Но считаю, что каждый человек в силах что-то сделать для себя.
— Вот вы сделали. Отправились покорять столицу, и, в общем-то, это удалось. С какими чувствами вы ехали из Омска в Москву?
— Я ехала учиться на ВЛК. И просто счастлива, что туда попала. У нас был замечательный курс, много интересных людей из провинции. Но в Москве сейчас (да и раньше, наверное, так было) в писательской среде торжествует принцип: возьмемся за руки, друзья! В том смысле, что чужих туда не пускают. Пробиваться провинциалам очень тяжело. И я не могу сказать, что чего-то особого добилась. Правда, есть люди, которые относятся ко мне хорошо. Это уже поддержка.
— Но все-таки после номинирования на Букера фамилию Поникаровской московские литераторы знают…
— Знают не только московские и не только литераторы. Вот я набрала себя по яндексу, есть такой интернетовский сайт, и вдруг увидела интервью с питерской группой «Пилот». Очень удивилась, откуда я-то там фигурирую? Почитала, оказалось, что солист этой группы откуда-то взял мой роман «По дороге в рай».
— Может быть, омская «Складчина » к ним попала?
— Да, ему кто-то передал этот сборник из Омска. Он сказал, что роман Поникаровской ему очень понравился, все в нем здорово и точно, только не знает, где сейчас Алиса — то ли в Москве, то ли в Питере. Я ему написала ответ, и потом мы с ним встретились, когда «Пилот» приезжал на гастроли. И вот сейчас моя книга ходит по Питеру, как раньше самиздат, и все спрашивают, где можно ее купить? Я говорю: ребята, купить нигде нельзя. Приходите, подарю.
— Видно не случайно эта вещь цепляет молодых. В ней мироощущение целого поколения творческой молодежи, которая ищет себя в этом мире, ищет опору в нем. Тем более тут появляется такая больная тема сегодняшней действительности как наркотики. Не случайно «По дороге в рай» имеет посвящение погибшим от этой беды друзьям…
— Я действительно много людей потеряла, которых убили наркотики.
Это очень хорошие люди, но не смогли справиться с собой.
— Стало быть, и пьеса ваша — «Беседы с ангелом » — появилась не случайно. В ней тема наркомании звучит по-настоящему трагически. Невольно задумываешься, что же с нами творится? Почему люди бросаются в этот запредельный мир, чего им не хватает в реальном?
— Люди творческие порой пытаются в этом запредельном мире найти что-то для вдохновения или, может быть, это любопытство, которое вообще свойственно художественным натурам. Но на самом деле они заглядывают в такую бездну! Это же смерть почти конкретная. И человека уносит из этого мира в буквальном смысле слова.
-А что может удержать, спасти? У вас в «Беседах с ангелом не спасает даже любовь. Напротив, любимая девушка идет за любимым в плен к наркотикам и погибает тоже. Просто страшно становится!
— В этом отношении я пессимистка. Мне даже недавно старый друг, который пишет песни, в ответ на предложение из одного куплета сделать целую песню сказал: «Хорошо, но ты в ответ напишешь рассказ с хорошим концом». Он сам действительно написал песню, сыграл и спел ее, а у меня рассказ с хорошим концом так и не появился.
— Трагический финал в пьесе ведь может и режиссера, который возьмется за ее постановку, испугать. Безнадежности и так сейчас много в жизни.
— Но в жизни действительно не бывает хеппи-энда. Ведь эта пьеса — предостережение: вот, посмотри, как это страшно, и не лезь туда! А иначе, что же? Побаловались наркотиками, и все замечательно закончилось? Нет, пусть ребята в эту бездну со стороны заглянут и поймут, что в эти игры играть нельзя.
— Пьесу, как слышала, читает один изомских театров, значит, есть надежда, что омский зритель ее увидит?
— Мне бы этого очень хотелось. Пьесу читают в ТЮЗе, и я уверена, если появится спектакль, он будет востребован. На самом деле эта тема волнует многих, особенно молодых. У меня, например, двое почти взрослых детей-сыну — 15,дочери — 14. И я точно знаю, что подростков их возраста это не оставит равнодушными.
— Так что ваша пьеса — это еще и желание предостеречь собственных детей от страшной опасности?
— Вообще-то я своим детям много рассказывала о погибших от наркотиков друзьях. Они у меня понимают, что несут с собой наркотики, и даже сказали мне: мама, мы точно не будем никогда колоться.
— Как жаль, что не все родители говорят об этом с детьми и умеют сохранять с ними доверительные отношения в любом возрасте. Это так важно и так оберегает юных от многих опасных соблазнов. Только как сохранить такие отношения в семье?
— Просто надо помнить себя в их возрасте. Я до сих пор могу лазить с ними по заборам, прыгать через скакалку (что, собственно, неудивительно, ведь самой Алисе только 32 года! — Л. П.). Мои дети меня воспринимают как маму, не ту, которая может «наехать», побить ремнем, а как маму ~ друга, с которой можно обо всем поговорить и все обсудить. Это совершенно потрясающе, и это помогает справляться со многими проблемами подросткового возраста. Так что взрослым надо почаще вспоминать, какими они были в 14-15 лет, и как бы ни были они заняты, всегда находить время для общения с сыном или дочкой.
— Алиса, вы занимаетесь серьезной литературой, которой свойственно погружение в философские, социальные и психологические глубины. А может ли такая литература прокормить писателя?
— Когда добьешься имени, то да. Пока же я прихожу, например, в издательство «Вагриус», приношу «По дороге в рай». Там читают и говорят: да, это здорово, нам очень понравилось, но при выборе рукописи будем ориентироваться на более известное имя. Правда, никто не говорит, как такое имя заработать, если не печататься.
— А нет соблазна взяться за детективы, дамские романы?
— Буду продолжать писать настоящее, а там посмотрим. Но компромисса тут быть не может. Конечно, можно просто чем-то там подзаработать денег. Только это «что-то» будет под псевдонимом. Но от своей главной линии отступать никак нельзя.
— Кто из современных писателей кажется вам наиболее интересным?
— Скорее всего, назову Пелевина. Хотя не все вещи у него равноценные.
— Что касается легкого жанра. Читали, например, Бориса Акунина?
— Да, у него, несмотря на развлекательный жанр, все хорошо, добротно сделано, читается с интересом, язык хороший — это не мыльные сериалы.
— Кого вы считаете своим крестным отцом в литературе, кому обязаны путевкой в жизнь?
— Здесь совершенно бесспорно: наша Омская писательская организация, такие люди как Михаил Петрович Малиновский, Александр Лейфер. Я же писать начала в семнадцать лет. Первый свой рассказ до сих пор помню-«Сказка о лете» назывался. Очень страшный. Я и понятия не имела, что в Омске есть писательская организация, просто писала для себя, написанное ходило по тусовкам художников и музыкантов. Мне время от времени приносили разные вещи: посмотри, твое? Смотрю — мое, но уже с какими-то добавкам и.
— И долго пришлось вот так вариться в «собственном соку?
— Пока в 96-м не попалась газета, где было сказано, что Омская организация Союза российских писателей проводит семинар молодых авторов. Тут я просто обалдела: даже не подозревала, что есть такие люди в нашем городе. Я привезла на семинар части «По дороге в рай», машинописные странички сборника рассказов, и меня так здорово приняли! Я прошла на ура. Вообще у нас в Омске нет того, что в Москве, — этого вывернутого на изнанку «возьмемся за руки, друзья!». Было ощущение, что я попала в семью. Да и на литературных курсах я очутилась благодаря нашей писательской организации, этим замечательным людям. Так важно, когда тебе вовремя скажут: давай, девочка, ты можешь! Поэтому я им очень благодарна.
— Что сегодня лежит в письменном столе Алисы Поникаровской?
— Лежит новый роман. Написано почти 200 страниц, но я до сих пор не знаю, как его назову. Есть рабочее название — «Блуждающий замок». И я там основательно застряла, потому что герои в очередной раз вышли из рамок, отведенных автором, и стали действовать сами по себе.
-О чем роман?
— Разве в двух словах скажешь, о чем? Если совсем коротко, то о познании человеком самого себя в окружающем мире.
— Тема действительно важная, особенно, если вспомнить, что мир сейчас словно сошел с ума. Чем же нам спасаться?
— Может быть, я буду банальна. Не стану говорить о Боге — это не мое. А спасаться надо все-таки любовью. Это основа мирозданья.
— Знаете, Алиса, именно такое ощущение остается после прочтения и вашей пессимистической прозы, и удручающей финалом пьесы. Видимо, не такая уж вы пессимистка, какой кажетесь на первый взгляд. Удачи вам и успехов! Спасибо за интервью.