Национальное согласие можно считать признаком социальной «конвертируемости». Главное — какой ты человек, а не какой у тебя «пятый пункт». В списке регионов по степени межнациональной напряженности Омская область занимает последнее место в России. Не принято у нас тыкать пальцем в графу «национальность». Но тем не менее встречаются люди, которые пытаются заработать на своей национальности и оценивать свой «пятый пункт» в рублях и марках.
В немецком общественном движении Омска наметилось противостояние. Впрочем участники конфликта относятся к разным весовым категориям. В управление юстиции подано заявление на регистрацию региональной национально-культурной немецкой автономии. Руководить автономией намерен бывший начальник управления по делам национальной политики, религий и общественных объединений мэрии Виктор Шефер. Время покажет, будет ли эта организация зарегистрирована, но уже сегодня можно задаться вопросом: для чего нужна еще одна структура для поддержки немецкого населения? Ведь уже много лет существует и успешно работает другая организация с почти таким же названием — «Региональная национально-культурная автономия российских немцев в Омской области»?
Для ответа на этот вопрос нужно вернуться к событиям двухлетней давности. Разгар информационного противостояния мэрии и областной власти накануне очередных выборов. Сто пятьдесят тысяч омских немцев — часть электората. Под патронажем тогдашнего мэра Рощупкина в мае 99-го Виктор Шефер создает «Омский центр экономики и культуры российских немцев (ОЦЭК РН). Учредителями ОЦЭКа выступили муниципалитет и несколько немецких общественных организаций, которые рассчитывали наконец-то получить в городе достойное помещение для Российско-немецкого дома (РНД). И действительно, распоряжением мэра в безвозмездное пользование ОЦЭК передается здание ДК им. Козицкого. Наивные учредители центра с воодушевлением принялись за работу: организовали в здании ДК генеральную уборку, подготовили помещение к зиме. После этого пришли к Шеферу и спросили: «Когда же мы начнем работать в своем здании, где разместятся танцевальный и хоровые коллективы?» Шефер ответил прямо: «Платите». Фактически этими словами г-н Шефер дал понять, что своей цели он уже достиг: получил трехэтажное здание площадью более 6 тысяч квадратных метров в центре города, а вы, товарищи немцы, пойте и пляшите на тех же условиях аренды, как любая коммерческая структура. Жалобы немцев в мэрию не дали результата. «Подарок» Рощупкина Шеферу уже был широко разрекламирован в СМИ, как содействие немецкому движению. Более того, бывший мэр после своего переизбрания назначает Шефера начальником управления по делам национальной политики, религий и общественных объединений. По-видимому, в знак благодарности за консолидацию немецкого электората. В результате такой политики часть этого электората по-прежнему оставалась без крыши над головой. Позднее Шефер получает в свое распоряжение здание бывшего трамвайного депо № 2 и почти 2 гектара прилегающей территории. Получает опять же как лидер немецкого движения. Но и здесь для активистов немецкой культуры не нашлось места. Зато на территории депо разместились многочисленные арендаторы. Куда направлялись арендные деньги, остается только догадываться. По крайней мере, никаких культурно-массовых мероприятий под руководством Шефера замечено не было.
Получив от муниципалитета жирный кусок собственности, г-н Шефер решил действовать дальше, глубже и шире. Он все чаще стал наведываться в Москву. Для чего? По-видимому, для того, чтобы докладывать на федеральном уровне, как неправильно расходуются в Омской области средства, направляемые на поддержку немцев. Можно предположить, что потеряв поддержку в Омске после отставки прежнего мэра, защитник интересов немецкого населения стал искать опору среди московской номенклатуры. А там свои интересы. Чем больше конкурирующих структур, тем выгоднее для себя можно распределить средства. Договариваться проще. Не исключено, что именно для подобного распределения г-н Шефер создает в Омске новую национальную автономию.
В настоящее время на рассмотрении Советского районного суда находится иск от ряда немецких общественных организаций, в котором обжалуются внесенные Шефером изменения в устав ОЦЭКа. Благодаря этим изменениям Шефер взял под свой полный контроль всю выделенную муниципалитетом собственность. При этом, как заявляют истцы, процветает только семейный бизнес Шефера, а немецкие организации по-прежнему вынуждены скитаться по углам.
Национальный вопрос -очень деликатная тема. Любое критическое выступление всегда вызывает очень болезненную реакцию. Можно предположить, что и эта публикация вызовет неодобрительные отклики, будто бы после нее еще больше усилится раскол среди немецкого населения. Однако вряд ли эти обвинения будут иметь под собой какую-то серьезную основу. Сложившаяся ситуация в немецком общественном движении во многом напоминает то, что происходит среди омских мусульман, где уже давно существуют две противостоящие друг Другу структуры. Все это позволяет сделать вывод, что сегодня существует особый вид бизнеса, который основан на получении денег из-за рубежа для поддержки национальных и религиозных организаций. И этот бизнес не имеет ничего общего с интересами простых людей, которые хотят сохранить и развивать культуру своих предков.