Во-первых, свой 35-летний сезон встретил обновленный, помолодевший концертный зал. Сейчас его сцена ждет выхода с юбилейной программой, да, уже 50-летнего Александра Розембаума (25 сентября). Ну, 50 лет на троих — на поэта, композитора и певца — это только молодость: еще и на ринг можно выйти Александру Яковлевичу и по привычке сесть в белом халате в машину «скорой помощи». Ну а начнем с самого-самого…
— Омский академический симфонический оркестр открывает свой 35-летний сезон, — говорит художественный Руководитель и главный дирижер оркестра, заслуженный деятель искусств России Евгений Шестаков. — А традиционный музыкальный фестиваль «Омская осень — 2001» (28-29 сентября) мы начинаем с ярких самых выразительных шедевров русской музыки. Прозвучат Третий концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова и Первый концерт для Фортепиано с оркестром Петра Чайковского… Я не очень люблю слово «сенсация», но здесь без него не обойтись. Внимание: солистом этих двух запевов концертного сезона будет фантастический пианист Борис Березовский, лауреат IX Международного конкурса имени П.И. Чайковского (1990 г.). Этот суперталантливый российский музыкант, как ни странно, никогда не выступал в России — сначала учился в Московской консерватории, потом готовился к международному конкурсу стал его лауреатом и сразу же уехал в зарубежье, сейчас живет в Лондоне.. И вот фактически в первый свой творческий приезд в Россию он выбрал для гастролей только четыре города и четыре оркестра в том числе наш Омск и наш симфонический. Этот подарок нам преподнес московский продюсерский центр «Жар-птица». Вспомните: именно это агентство в 1997 году провело в Омске международный фестиваль, посвященный 90-летию Дмитрия Шостаковича…
В премьерных концертах наш оркестр покажет музыку к балету «Петрушка» великого Игоря Стравинского и симфоническую сюиту Николая Римского-Корсакова «Шехеразада», в которой соло на скрипке исполнит омский музыкант, выдающийся педагог, заслуженный артист России Александр Муралев, который этой золотой осенью встречает свой золотой юбилей.
Зрители нового сезона, конечно, заметили, как посвежел концертный зал после ремонта. Во-первых, увеличена сцена, посветлели гримерные комнаты, отремонтированы кабинеты филармонии, открыт новый буфет, восстановлена отопительная система… В фойе висит пилотный проект реконструкции концертного зала. Реконструкция качественно изменит наш концертный флагман: в комплексе, скажем, появится дополнительный — универсальный — зал. Будут умножены возможности сцены, на крыше появится зимний сад, где, кстати, и концерты можно будет проводить… Но по порядку: детальное проектирование начнется только в 2002 году. Но пора, пора: концертный зал 35-й год в плавании, столько зрительских бурь пережил, знавал и наводнения, и на мелководье попадал!.. Директор Омской филармонии заслуженный артист России Василий Евстратенко только что вернулся из Москвы:
— Я как член совета директоров Ассоциации руководителей концертных организаций России первый раз встречался с министром культуры Михаилом Швыдким. Целый год мы готовили эту важную встречу, на которой решался кардинальный вопрос: нужна ли России филармоническая деятельность? А если нужна, то по каким законам ей жить? Ведь не секрет, что около десяти лет концертное дело шло-ехало-катилось без какой-либо нормативной базы. И такая ситуация кое-кому была на руку, именно в эти годы расцвел — как репей — неуправляемый дикий шоу-бизнес… Так вот, после обстоятельного разговора в министерстве о наших общих проблемах было принято решение: подготовить проект постановления правительства о концертной деятельности в России. В октябре проект будет обсужден, принят и в дальнейшем постановление послужит основой для закона о концертной деятельности в России. И, конечно, в том законе будут не только оговорены условия взаимоотношений между концертной организацией и исполнителем, и, конечно, зрителем, ни определены, утверждены — по большому счету! — нормы взаимоотношений между культурой и государством. Сколько стоит билет на концерт, можно узнать в кассе. А вот какова цена культуры для творческого развития общества, для уверенности людей в завтрашнем дне, а значит, для целостности и могущества страны -вот на какие непростые вопросы должен ответить будущий закон.
Ну а теперь вернемся в сегодняшний день. Уже начали сезон или проводят последние репетиции все творческие коллективы филармонии — Омский государственный русский народный хор, камерный и духовой оркестры, ансамбль старинной музыки «Бенедиктус», ансамбль «Классика», творческая мастерская «Монолог», группа Татьяны Абрамовой. В сентябре-октябре эти коллективы покажут зрителям свои новые программы. Сезон, без сомнения, будет очень содержательным. А завершится он 2 июля 2002 года праздником открытия зала органной и камерной музыки. К подготовке праздника подключился губернатор области Леонид Константинович Полежаев, подписав постановление, где все учтено — и реконструкция помещения бывшего кинотеатра «Художественный», и подготовка к знаменитому июльскому фестивалю с участием знаменитых органистов и ведущих камерных оркестров.
— Филармония ведет переговоры с самыми разными исполнителями, — говорит в заключение Василий Евстратенко. — Но говорить об этой «подводной работе» вряд ли стоит. И вот почему. Скажем, на 27 сентября был запланирован концерт знаменитой российской певицы Любови Казарновской, но пока встреча с ней откладывается. И не по нашей вине. Поэтому, чтобы не расстраивать поклонников музыки, эстрады, буду говорить о том, что наверняка состоится. Скажем, в начале ноября в Омск — на своем личном самолете — прилетит знаменитый греческий певец Демис Руссос… Ну а праздник открытия сезона на пороге нашего и вашего дома. С праздником, земляки!