Ошибаются и «упираются», по мнению экс-заместителя, почти все остальные депутаты (кроме тех, кто состоит в коммунистической фракции). По мнению же оппонентов Николая Куторгина, ошибался и упорствовал в ошибке он сам.
И здесь вполне можно было бы резюмировать: пусть себе депутаты спорят, у омичей своих проблем хватает. Однако есть одно решающее «но», делающее ситуацию далеко не келейной: причиной (или поводом) для спора с оглаской стало отношение сторон к вопросу об уже состоявшемся повышении тарифов оплаты за жилье и коммунальные услуги. Стоит ли говорить, что этот вопрос касается всех! Поэтому мы решили представить разные точки зрения на ситуацию.
Николай КУТОРГИН, депутат горсовета:
— Решение городского Совета о повышении тарифов оплаты за жилье и его обслуживание — основное, переполнившее чашу терпения, но отнюдь не единственное решение, по которому я не согласен со своими коллегами-депутатами. Причем не согласен и как человек, и как депутат, и как член КПРФ, подчиняющийся партийной дисциплине.
К сожалению, неподчинение ряда коллег по партии позиции, принятой на бюро обкома КПРФ о недопущении повышения тарифов, заставило нас исключить из партии — а значит, и из фракции — нескольких депутатов (которые, кстати, сейчас и стали моими публичными критиками). Наша фракция в горсовете уже не была столь мощной, и это позволило депутатам принять антинародное решение, Те омичи, кто еще не очень ощутил повышение тарифов (хотя таких у нас немного), в полной мере почувствуют дискомфорт, получив октябрьские квитки. Но в основном люди почувствовали угрозу разорения на квартплате сразу, как только решение горсовета было озвучено.
Встреча с моими избирателями, состоявшаяся 27 августа, еще раз доказала, насколько безграмотно и цинично подошел горсовет к нуждам своих избирателей. Я был и остаюсь противником такого неподготовленного повышения тарифов. Но если как депутат я могу высказать свое несогласие, то как представитель руководства горсовета я должен был поддерживать мнение большинства, то есть официальное решение Совета. Однако я не имею ни морального права, ни аргументов для того, чтобы говорить, что повышение тарифов оплаты за жилье — это хорошо.
Но вопрос об отмене этого решения не вошел в повестку дня — его просто «забаллотировали». Именно этими событиями и вызван мой отказ от должности заместителя председателя горсовета. Ну а то, что его квалифицировали как предвыборный шаг… Подобные шаги не делают за такой долгий срок до выборов — это во-первых. А вот за два-три месяца до выборов у нас, я думаю, многие депутаты станут противниками повышения тарифов — это во-вторых. Вот только их избирателям от таких лозунгов легче не станет. Ну а что касается уже высказанного рядом моих коллег мнения: мол, Куторгина хотели снять с должности, а он решил опередить события, то могу заверить — это неправда. Вряд ли у моих оппонентов нашлось бы количество голосов, необходимых не только для снятия меня с должности, но и для того, чтобы просто поставить «мой» вопрос в повестку.
Константин ПОДОСИННИКОВ, председатель горсовета:
— Не думал, что заявление Куторгина — это такое событие, которое требует пристального внимания и длинного комментария. Для нас абсолютно понятны все причины этого решения, которые почему-то остались в тени.
Позицию большинства горсовета уже высказал депутат Алексеев, с которым я совершенно согласен. Николай Ильич Куторгин занимал в горсовете сразу две должности: заместителя председателя и руководителя комиссии по СМИ и общественным организациям. Многие депутаты давно уже высказывались, что нецелесообразно оставлять оба «портфеля» одному депутату, который не приносит много пользы ни на той должности, ни на другой. Так работать нельзя. Поэтому вопрос о выполнении депутатом Куторгиным своих обязанностей был бы поставлен в повестку дня. Николай Ильич просто «опередил события».
Кроме того, депутатов возмутило поведение Н. Куторгина в течение конца лета — начала осени. Многие ведь работали, не считаясь с отпуском. А Николай Ильич, даже выйдя из отпуска, игнорировал приглашение на комиссии и тд. Разве эта позиция человека и депутата, который хочет изменить что-то в решении сложного вопроса?
Конечно, работать, искать варианты решения проблемы гораздо сложнее, чем просто протестовать. А вот когда начинаешь работать над такой сложной проблемой, как состояние ЖКХ, как подготовка к зиме, то волей-неволей начинаешь действовать в конструктивном русле. Повышать тарифы всегда нелегко. Но еще труднее знать, что из-за твоего популистского решения люди будут зимой мерзнуть, могут остаться без света, без воды. Большинство депутатов выбрали непопулярное решение. Оно помогло и еще поможет найти средства для ремонта наиболее аварийного жилья и коммуникаций, подготовить к зиме городские сети, хоть немного повысить зарплату работникам ЖКХ, которые трудятся за «копейки». Кроме того, нужно помнить: город сейчас забирает на свой баланс ведомственное жилье и коммуникации. Они чаще всего находятся в весьма проблематичном состоянии. Но если мы не заберем их у ведомств и не приведем в надлежащий вид, то омичам, живущим в ведомственных домах, придется очень нелегко зимой.
Все перечисленные мной мероприятия, а их, разумеется, гораздо больше, чем я назвал, нельзя провести, не повышая тарифов. Есть, правда, вариант: сделать подготовку к зиме за счет… денег, предназначенных врачам и учителям, и снова выйти на задержки зарплаты. Но от этого варианта мы отказались.