"НА БРАТСКИХ МОГИЛАХ НЕ СТАВЯТ КРЕСТОВ…"

«НА БРАТСКИХ МОГИЛАХ НЕ СТАВЯТ КРЕСТОВ…»

Недавно Омск облетела весть о том, что в Тверской области были перезахоронены в братской могиле останки Воинов-омичей из 246-й стрелковой дивизии, погибших в годы Великой Отечественной войны, а вблизи скорбного места открыт мемориал памяти

Участником этих событий был бывший командир пулеметного взвода, лейтенант, а ныне — полковник в отставке, ветеран Великой Отечественной войны Иван Данилович Бекетов, награжденный за свой ратный труд орденами Красной Звезды и Отечественной войны 1 степени, медалью «За боевые заслуги». Мы попросили его рассказать о поездке.

— Не думал, не гадал я, что в год 60-летия начала Великой Отечественной войны мне доведется быть членом делегации, которой будет доверена ответственная и нелегкая миссия — проводить в последний путь останки бойцов, погибших в боях за Родину на тверской земле и найденных поисковыми отрядами спустя шесть десятков лет. Поездка ожидалась непростой, волнительной, ведь я был приглашен в эту группу не просто как участник скорбной церемонии, а как свидетель событий, происходивших на этой обагренной кровью земле… Смогу ли сдержать горькие воспоминания, не подведет ли немолодое сердце?..

А предыстория поездки омичей в Западную Двину проста. Поисковый отряд под руководством большого патриота, подвижника Анатолия Ермакова не первый год проводит поисковые работы, возвращая из небытия имена павших солдат и офицеров. Во время раскопок на Андреевских высотах вблизи д. Брод следопыты обнаружили останки 265 воинов, числившихся без вести пропавшими. Отряд Ермакова установил имена и фамилии погибших, воинские звания, разыскал даже родственников (жен, детей, внуков) большинства убиенных. Среди обнаруженных останков оказались и «смертные» медальоны 20 омичей. Сообщение о том, что на 14 сентября назначена церемония воинского захоронения, было отправлено в администрацию Омской области. Губернатор Л. Полежаев сразу же дал распоряжение о том, чтобы была сформирована делегация для участия в церемонии перезахоронения останков погибших в годы войны, в которую вошли представитель облвоенкомата А. П. Перьянов, от областного совета ветеранов войны — В.Е. Игнатенко и я, а также родственники шестерых погибших, врач-кардиолог С.Н. Гусева. Провожали нас очень тепло, под музыку духового оркестра. Кадеты, будущие защитники Отечества, вручили нам цветы, внесли в вагон фирменного поезда «Омич» наши вещи, и, пока состав не тронулся, они стояли подтянутые и стройные, с просветленными лицами, всем своим видом желая приободрить нас…

В Твери нас встретили очень тепло, организовали экскурсию по городу. Оттуда мы на автобусе поехали в г. Западная Двина, по пути немного задержавшись в Ржеве. Во время остановки в Западной Двине встретили еще одну делегацию сибиряков — из Тюмени. А уж на следующий день, купив венки и цветы, отправились в деревню Брод, к месту захоронения останков наших земляков. Рассказать все в деталях, описать атмосферу того дня у меня, пожалуй, не хватит слов и душевных сил. Без слез этого не передать…

К месту будущей братской могилы собрались сотни местных жителей, приезжих из многих городов и деревень, военные, представители власти, ветераны войны и бывшие партизаны. Место последнего пристанища для погибших было выбрано на высоком берегу реки Западная Двина. У края могилы на подставках двадцать гробов, обитых красной тканью и черным кантом, на крышках — солдатские каски, пробитые пулями и осколками, гвоздики, чей цвет напоминает пролитую кровь… Замер почетный караул, в который встали военные и старшеклассники в униформе с красными широкими лентами через плечо. Начинается траурный митинг. Звучат слова прощания.

Священнослужители раздают собравшимся зажженные свечи, а отец Павел высоким голосом возвещает о начале панихиды, верующие поют псалмы. Кто-то не выдерживает и плачет навзрыд. Нервы начинают сдавать…

Под скорбную мелодию оркестра и залпы оружия гробы один за другим опускают в могилу.

Заканчивается траурная церемония установкой памятного знака и возложением цветов. Вечная память героям…

После поминального обеда в гостинице в г. Западная Двина я долго размышлял об этом скорбном ритуале, вспоминал своих однополчан, с которыми пришлось воевать в составе Калининского фронта, 3-й Ударной Армии, освобождать Смоленск, Псков, Белоруссию. Больше полувека прошло с той поры, казалось, все уже должно быть забыто, но нет… Горечь фронтовых дорог до сих пор сжимает горло. И все мы в долгу перед павшими в боях, особенно перед теми, кто первым принял удар врага на себя, ценой своей жизни проложив дорогу к Победе. И я благодарен судьбе за то, что мне представилась возможность проводить в последний путь наших земляков-защитников Родины, поклониться их праху.