НЕДОДЕЛАННЫЕ

НЕ в столь далекие времена, как и в других развивавшихся градах и весях, строительный комплекс был в Омске флагманом экономики

Чуть ли не к каждому советскому празднику прибавлялось головной боли комиссиям по приемке готовой недвижимости: сотнями сдавались в эксплуатацию.

Строили как могли, как умели. Иногда, взять к примеру Речной вокзал или Музыкальный театр, получалось очень даже неплохо. Однако от тех славных дней достались в наследие нам и другие, известные всем горожанам строительные объекты, к которым гораздо меньше благоволила судьба. Их мы теперь называем долгостроями и незавершенками, вяло сетуя на то, что в свое время по каким-то причинам они не были введены в строй.

То ли этому, действительно, помешали какие-то внешние обстоятельства, то ли строили их люди, которых просто не научили в школе доводить начатое до конца, сказать сложно.

Только сегодня изрядно подмокшая и потрепавшаяся в преддверии скорой осени растительность пробивается сквозь бетонные плиты заброшенного аэропорта в Федоровке, штурмует подножия легендарного Дома печати, почти завершенной «коробки» кинотеатра на пересечении улиц 10 лет Октября и Куйбышева, ДК Всероссийского общества глухих (даже не огороженного) и доброго десятка других недостроенных «монстров». Несколько меньше бросаются в глаза те нереализованные городские объекты, работы на которых закончились только начавшись, — их фундаменты давно уже преобразились в пустыри, а зачаточная кирпичная кладка разобрана всеми, кому не лень.

То, что стройка не место для свободного посещения и уж тем более не площадка для игр, догадаться несложно. То же и недострой. Проникнув туда, никто не застрахован от пикирующего на голову кирпича или потери равновесия на шаткой от времени верхотуре. Такое в Омске случалось. Хуже того, по информации инспекции госархстройнадзора. в 1996 году в поселке первого кирпичного завода на незавершенной столовой погибли дети. По идее помимо предотвращения доступа на объект, замороженное строительство должно быть законсервировано, но поскольку эта мера требует немалых средств, хозяева незавершенок игнорируют требования надзорных органов. предпочитая один раз заплатить штраф.

Взять бы и разобрать к черту все эти рассадники повышенного травматизма, не способные в холода дать приют даже бомжам. И первым в списке на снос по праву должен стоять Дворец культуры общества глухих, расположившийся за спиной у памятника маршалу Жукову, ненавистный уже только тем, что строить его начинали более тридцати лет назад. Недострой по-прежнему находится на балансе ВОГ. Поэтому надежда на то, что, наконец-то, найдутся средства на завершение строительства невелика. И хотя сегодня три общества инвалидов объединились в стремлении создать на базе недоделанного ДК совместный реабилитационный центр, трудно поручиться, что федеральные либо местные власти возьмутся финансировать реанимацию столь почтенного «покойника».

Находящийся в собственности города кинотеатр «Куйбышевский» на этом фоне выглядит куда более жизнеутверждающе. Еще в 1995 году его хотели приобрести некие конфессионеры под собственный культурный центр. Но тогда с этой построенной на деньги муниципалитета «коробкой» местным властям расставаться, видимо, было жаль. Сделка сорвалась, и только нынче, спустя 6 лет, этим долгостроем вновь заинтересовались серьезные люди. Говорят, за проект реконструкции «Куйбышевского» сегодня взялась известная в Омске стройфирма АСК.

Еще один «консервант» -аэропорт Федоровка. Его строительство было завершено более чем наполовину еще к 1991 году. С тех пор из-за отсутствия средств стройплощадка погрузилась в «режим ожидания». Правда, нередко нарушаемый охочими до чужого добра омичами. Тащат шпалы и рельсы с подъездных путей к аэропорту, кабель и прочее. А самолеты до сих пор носятся над головами горожан, напоминая о свежих авиационных катастрофах в больших городах.

Информация о том, что наконец-то правительством России принято решение достроить пусковой комплекс международного аэропорта «Федоровка», и эти работы профинансирует Европейский банк реконструкции и развития, тоже не всеми была воспринята «на ура». Поскольку поиск инвесторов до сих пор ни к чему не привел, руководство АО «Омский аэропорт» приняло решение об удлинении действующей взлетно-посадочной полосы. Наверное, эти работы еще не поздно свернуть и направить все силы на вынос воздушных трасс за пределы городской черты. Но прежде специалистам Санкт-Петербургского «Ленаэропроекта» придется вновь провести аудит самого крупного в регионе недостроя. Все сделанные ранее расчеты устарели и признаны несостоятельными. Но как ни считай, выльется эта стройка не в одну сотню миллионов долларов.

Есть в Омске и масса незавершенок с менее длинной, но тоже интересной историей. Например, свайное поле на углу Красного пути и Березовой, где «до кризиса» вместо грядок с капустой начали сооружать дендропарк. Кроме этого, в 1997 году омские власти выдали почти сотню разрешений на отвод земли в центре города, расплодив новые долгострои. Их владельцев теперь не так-то просто найти. В результате бюджет ежемесячно теряет почти 300 тысяч рублей земельного налога, а омичи вынуждены обходить стороной зловещие пустыри.

В этой ситуации понятно желание муниципалитета навести порядок на умерших стройплощадках. Городские власти обещают ужесточить политику по отношению к нарушителям, и, если не получиться убеждением, через суд возвращать заброшенные участки в муниципальную или государственную собственность. Выставлять на продажу долгострои. В восторге от таких покупок местные застройщики, скорее всего, не будут, но, впрочем, выгодные земельные «наделы» могут привлечь и их.