"ОН ИГРАЕТ КАК МОЛОДОЙ БОГ"

«ОН ИГРАЕТ КАК МОЛОДОЙ БОГ»

Такого бурного начала давно не было у традиционного музыкального фестиваля "Омская осень". На открытии 35-го сезона Омского академического симфонического оркестра играл золотой лауреат IX Международного конкурса имени П. Чайковского, ныне парижанин... и москвич Борис Березовский

Сейчас проводит свои «золотые» юбилейные вечера заслуженный артист России, выдающийся педагог, блистательный скрипач Александр Муралев. Встретила очередной юбилей золотая запевала Омского русского народного хора, заслуженная артистка России Тамара Гольцова…

Но, видимо, самый сенсационный концерт состоялся в прошедшую пятницу. Омский симфонический оркестр — под управлением дирижера Олега Буракова- исполнил Первый концерт для скрипки с оркестром Дмитрия Шостаковича. А солистом был омич, студент-заочник Новосибирской консерватории, выпускник высшей музыкальной школы в швейцарском Базеле, лауреат международного конкурса Ростислав Кожевников.

В три года с небольшим он попросил у матери… скрипку, в четыре ребенок уже знал о Паганини. Несколько лет он учился в Омской музыкальной школе № 6 у педагога Владимира Георгиевича Аксаментова. Потом талантливого юного скрипача пригласили в музыкальную школу при Новосибирской консерватории. Он и там не только играл, но и сочинял музыку. Мало кто знает, что у юного Ростика Кожевникова уже давно написана.

Первая симфония — отзвук грозного, незабываемого и пока еще не разгаданного 1991 года.

А судьба юного сибирского виртуоза продолжала раскручиваться с неожиданными поворотами. В составе школьного оркестра он едет на гастроли в Германию, а потом — в Швейцарию. Там по европейской традиции он живет в семье Барбары и Макса Альберс-Шонбергов. Это старинная семья с музыкальными легендами. Рассказывают, что у деда, адвоката Макса, нередко гостили великие композиторы XIX века Ференц Лист и Рихард Вагнер. Скоро Ростик вернулся в Омск и привез родителям письмо от швейцарского семейства. А в письме — на русском языке! — фантастическое предложение: «Зная ваши материальные затруднения, предлагаем свою помощь. ..» Не сразу Надежда Юрьевна и Юрий Петрович согласились с доводами неожиданных меценатов. А потом все-таки решились, и 15-летний Ростик уехал в Швейцарию, в Цюрих, стал жить в семье Альберс-Шонбергов, у которых, как и у омичей Кожевниковых, было трое детей. Швейцарская семья стала оплачивать обучение, извините, их омского «приемного сына» в Базельской высшей музыкальной школе. Дважды в год Ростик приезжает в Омск на каникулы, а его родители уже дважды гостили в Швейцарии. И, заметьте, в 1999 году Ростислав Кожевников участвовал в Берлинском международном конкурсе, став его лауреатом. Европейская пресса писала об омиче: «Он играет, как молодой Бог…»

Вот такая современная сказка. И у нее еще есть продолжение. На сольный концерт своего «сибирского сына» приехала в Омск его вторая «швейцарская мама» Барбара. Приехала не одна, а с двумя своими родными сыновьями — Ивом и Яном. Ребятам всего по 14-16 лет, но оба они ростом под два метра: за пять лет они обогнали в росте своего старшего русского брата!.. Швейцарцы обошли все музеи Омска; побывали, конечно, в музее Федора Михайловича Достоевского, творчество которого в большой чести в цюрихском семействе.

Что ждет сибирского швейцарца? Или швейцарского сибиряка? Его ждет учеба: он — третьекурсник Новосибирской консерватории. И еще: он продолжит учебу в зарубежье, на этот раз в Германии, в Берлине. И несмотря на то, что восходящая звезда скрипичного искусства покидает гостеприимный дом в Цюрихе, за его учебу в высшей музыкальной школе будут платить его швейцарские меценаты. Впрочем, это уже не меценатство, а более высокое человеческое качество — теплая дружба двух, казалось бы, таких разных семей из разных миров, которых объединила общая Забота о Таланте.

Впереди у Ростислава Кожевникова огромная жизнь в искусстве, в том числе — сотрудничество с Омским симфоническим оркестром, с которым он, двадцатилетний, уже играет… 13 лет. Омичи, пришедшие в пятницу в концертный зал, горячо приветствовали своего молодого земляка-виртуоза.