ДВЕ СЕМЬИ РОСТИСЛАВА КОЖЕВНИКОВА

ДВЕ СЕМЬИ РОСТИСЛАВА КОЖЕВНИКОВА

Тайна таланта всегда волновала людей: кого-то радовала, а кого-то и пугала, но чаще, увы, создавала ситуацию черной зависти, недомолвок, обид. Еще бы: там, где вмешивается талант, не жди равенства, заработанных удач, бывает, они легко уплывают к таланту...

В чем она, тайна таланта?

Мать наработалась на заводе, набегалась по магазинам, накрутилась на кухне (все-таки трое детей!), прилегла отдохнуть… Поздно ночью ее разбудил младшенький, шестилетний Ростик:

— Мама, мама, послушай, я музыку сочинил!..

Малыш подвел свою мамочку к фортепиано и одним пальчиком сыграл — что бы вы думали?! — «Аллегретто Моцарта». В тот день на уроке он играл на скрипке музыку Моцарта и вот сочинил свою, посвященную композитору…

Младший все время удивлял родителей. Например, в три с небольшим года он стал просить вместо игрушек скрипку. Почему? Побывал на концерте воспитанников музыкальных школ. Но почему скрипку-то? Вот сестренка Алина играет на фортепиано — играй и ты. Нет, нет, скрипка умеет разговаривать! В четыре он уже со слезами умолял мать:

— Ну как ты не понимаешь? Мне так нужна скрипка…

Надежда Юрьевна уже почти два десятка лет размышляет о судьбе своего младшенького:

— Знаете, такое впечатление, что судьбой Ростика кто-то управляет ведет его по жизни, прячет от бед.. Мы с мужем — радиоинженеры, окончили в 1973 году Казанский авиационный институт и особых музыкальных способностей в себе не замечали. Откуда же они у Ростика? Как тут не поверишь, что душа проживает несколько этапов, судеб. А наш Ростик как-то естественно подхватил чью-то эстафету и несет ее к намеченной цели… Какой цели? Кем намеченной?

Тайна таланта всегда волновала людей: кого-то радовала, а кого-то и пугала, но чаще, увы, создавала ситуацию черной зависти, недомолвок, обид. Еще бы: там, где вмешивается талант, не жди равенства, заработанных удач, бывает, они легко уплывают к таланту… Вот старшая дочь Алина окончила музыкальную школу по классу фортепиано, но сейчас учится на врача-фармацевта: не ко двору ей пришлась музыка. А младший -скрипач Ростислав — нередко садится за рояль и аккомпанирует своему швейцарскому педагогу, скрипачу, профессору. Да как же так? Мальчишка явился в мир и стал сразу играть и сочинять музыку. Родители отыскали для своего чадушки экспериментальную музыкальную школу, где педагог Сергей Белецкий стал давать «вундеркинду с улицы Кирова» уроки композиции.

«Паганини»… на четырех струнах

Лауреат Международного конкурса вел себя по-студенчески. Сел где-то на 10-11-м ряду в Концертном зале, пощипывал струны скрипки, готовился к репетиции. Пришлось мне, старому репортеру, нарушить уединение звезды. Полушутя я спросил Ростислава Кожевникова: правда ли, что завистники подрезали струны на скрипке Паганини или это лихая легенда?

— Легенда не нуждается в доказательствах. Есть факт: Паганини был настолько талантлив и технически вооружен, что мог играть на одной — неподрезанной — струне самые сложные произведения… Нет я играю на всех на четырех струнах, — улыбнулся он моей попытке хотя бы как-то сравнить его с легендой.

— Как же тебя открыли? Ведь злодеи из легенды, видимо, просто хотели узнать, насколько велик Никколо Паганини? Подрезали струны — и открыли гения. Как просто, а?

— Я сам себя открыл. Что-то было заложено Богом, природой, а я вот почувствовал это и с трех лет хотел играть на скрипке. И стал играть. И играю. Но мне кажется, я еще не до конца себя открыл: новые тайны томят меня и рвутся на свет божий. И еще — в нашей стране необязательно подрезать струны: у каждого россиянина столько невзгод, столько преград, рядом с которыми подрезание струн — просто злая шутка.

Я спрашиваю Ростика о его скрипке: не знаменитого ли маэстро Страдивари?

— Нет, это скрипка профессора Базельской высшей школы, моей наставницы Аделины Опрян. Скрипка очень хорошая, не Страдивари, конечно, но звучит замечательно.

Позже я узнал, что швейцарское семейство, ставшее как бы второй семьей сибиряка Кожевникова, приобрело для него редкостный экземпляр скрипки, созданный французским мастером XVIII века. Восемнадцатого! Но инструмент пока на нашего Ростика не переписан…

Расти, Ростик!

Так кто же «управляет» судьбой скрипичного виртуоза? Конечно, мама, папа.

Но четыре года доброй птицей парил над мальчишкой педагог Владимир Георгиевич Аксаментов. ныне директор Омской музыкальной школы № 6. Он относится к той замечательной когорте наставников, которые отдают своим воспитанникам столько, сколько они могут взять. А Ростик брал взахлеб да еще удивлял тем. что только что выученная скрипичная пьеса рождала в нем фантазии, в которых как-то проявлялся текущий день. Педагог давно отметил, что мальчишка умеет слушать время, в которое ему выпало жить. Вместе со своим наставником Ростик прошел через все музыкальные конкурсы, в которых или побеждал, или был призером. Именно Аксаментов привел семилетнего виртуоза в Омский симфонический оркестр — и сегодня его главный дирижер и художественный руководитель Евгений Иванович Шестаков с удивлением, восторгом и гордостью восклицает:

— У 20-летнего Ростика стаж игры с нашим оркестром — 13 лет. В его репертуаре около десятка пьес, которые он играл с нами. Мы исполняли и его первые произведения. Во была картина: звучит прекрасная музыка, а композитора не видно — мал еще! А сейчас — смотрите, как вырос!..

О чем первая симфония?

В 1991 году Надежда Юрьевна повезла сына в Новосибирск, в специализированную музыкальную школу при консерватории. Ростик был принят «без приключений» — его там хорошо знали по конкурсам. И пошла новая жизнь. И какая! Пришлось матери разрываться между двумя городами. Жила она «вахтовым методом»: 20 дней в Новосибирске — ночь в поезде — 10 дней в Омске. И опять — дорога. И жила порой мама с сыном, запивая сухарьки горячим чаем. Знакомые узнали об этом и приняли «силовое решение»: обеспечили картошкой и капустой. С дачи. Но это скучно. Я сам пережил такую студенческую пору. Эта часть у всех скучна. Но есть другая. Ростик и в Новосибирске блистал на конкурсах. Появилась наставница — профессор Марина Александровна Кузина-Койфман, по композиции с ним занимался Михаил Григорьевич Богданов. Но главное — именно в тот, чайно-сухарный, период юный Кожевников стал сочинять свою первую симфонию. Она сейчас уже написана, симфония (!) посвящена событиям, начало которым положил незабываемый, таинственный 1991 год, который все еще продолжается — с его баррикадами, инфляциями, конверсиями, бартерами, беспределом гласности… Ростик писал музыку и о себе, и о своей семье. О матери, живущей на два города. Об отце-инженере, которому предприятие не выплачивало зарплату… Кстати, сейчас Юрий Петрович находится где-то за Полярным кругом, в районе Ямбурга. Отец скрипача — вахтовик на одном из богатейших газовых месторождений. Вот такая музыка. Думается, что Омский симфонический годика через два — к окончанию учебной эпопеи Ростика — сыграет его симфонию в родном городе. Вот это будет событие!

Испытание… везением

Но эту семью поджидало еще одно нелегкое испытание. Со стороны-то оно кажется… фантастическим везением, однако по сути его не просто выдержать даже очень крепким людям. Итак, в апреле 1995 года Ростик в составе оркестра Новосибирской музыкальной школы поехал на гастроли в Германию, а оттуда — в Швейцарию. Там, по европейским традициям, сибиряков распределили по семьям. Ростик провел два дня под гостеприимной крышей цюрихской семьи Барбары и Макса Альберс-Шонберг. Семья старинная, с музыкальными традициями. В семье предков адвоката Макса запросто жили и работали такие титаны XIX века, как Ференц Лист, Рихард Вагнер. А теперь -мальчишка-сибиряк.

Швейцарцы разузнали о трудной жизни неизвестной им омской семьи и пригласили Ростика приехать недели на две. Отдохнуть. Ну а потом Альберс-Шонберги предложили: пусть юноша продолжит свое образование за рубежом.

«Ваш Ростислав так хорошо воспитан, так талантлив, будет очень обидно, если мы не поможем ему. О затратах не беспокойтесь: мы -люди обеспеченные, поможем, такова традиция земли, на которой мы живем. А разве вы поступили бы иначе?»

— Но наша российская гордость не сдавалась, — улыбается сегодня Надежда Юрьевна. — А Барбара, понимая наше психологическое состояние, писала письмо за письмом: «Вы не думайте, что мы вас будем считать должниками. Поймите, Талант — общее достояние, и мы тоже заинтересованы в его умножении. Талант поднимает всех».

В январе 1996 года мать Ростика отправилась в Швейцарию, как шутит сегодня, на разведку. Более того, в Швейцарию летала и Марина Кузина-Койфман. профессор Новосибирской консерватории. Она вместе с Барбарой, кстати, выпускницей Швейцарской консерватории, рассмотрела несколько вариантов учебы своего воспитанника. И только в октябре 1996 года Ростик отправился в Швейцарию — уже в который раз — и дом в Цюрихе становится и его домом, а семья Альберс-Шонберг -его второй семьей. А «вторая мама» — Барбара, владеющая семью языками, на какое-то время переключается на занятия с Ростиком немецким языком. Сейчас он свободно говорит и на немецком, и на английском.

Его учеба рассчитана до мелочей. Кроме скрипки, он занимается фортепиано, а это дает возможность побольше быть дома, в новой семье. Два-три раза в неделю Ростик ездит на электричке в Базель, где занимается скрипкой и композицией. А Барбара (вот уж поистине святая женщина — ведь у нее трое своих детей!) посещала с Ростиком почти все концерты мировых и европейских знаменитостей, водила парня в оперу. Кстати, все это стоит немалых денег, однако вторая семья пошла на эти затраты.

Надо добавить, что родители Ростика — Надежда Юрьевна и Юрий Петрович уже дважды побывали в Швейцарии, чтобы убедиться, что никто не обижает их кровиночку.

Каковы же успехи Ростислава Кожевникова, достигнутые им за пять лет швейцарского периода жизни? Он — первая скрипка Базельского молодежного квартета. Стал лауреатом Международного музыкального конкурса в Берлине. В Базеле он получил международный диплом скрипача-солиста. А между тем он еще и учится по программе Новосибирской консерватории, недавно целый месяц провел в городе на Оби и сдал — сдал блестяще! — все положенные экзамены. Сейчас Ростик уже в Германии, где продолжит занятия с самыми высококлассными педагогами. «Мама Барбара» постоянно с ним: она даже успела устроить «своего Ростика» в супершколу одного из воспитанников «великого и ужасного» — американского скрипача Иегуди Менухина. Так что алмаз, подаренный Ростику матерью-природой, уже прошел многократную суперобработку и шлифовку. И омичи, которым посчастливилось послушать Первый концерт для скрипки с оркестром Шостаковича — как бы «скрипичной симфонии» гения, смогли сами убедиться, что Ростислав Кожевников «играет как молодой бог». Именно так пишет об игре омича европейская печать.

«Мама Барбара» в Омске

И еще одна сенсация месяца. На омском концерте своего «русского сына» побывала «мама Барбара». Да, неутомимая швейцарка прилетела в Омск со своими сыновьями Ивом и Яном. Паренькам только по 14-16 лет, но они уже имеют супербаскетбольный рост. Оба в маму — и ростом, и доброжелательным отношением к людям. Швейцарская троица побывала в Концертном зале, посетила многие музеи, совершила ознакомительную поездку по Омску.

Сейчас «мама Барбара» вместе с Ивом и Яном уже в Цюрихе. Ее 18-летняя дочь учится в Нью-Йорке. Ростик- в Берлине, его отец -Юрий Петрович добывает ямбургский газ, Алина — сестра Ростика учится в Тюмени. И только Надежда Юрьевна — дома, на улице Кирова, как «диспетчер» столь разных судеб, столь разных семей из двух совершенно разных миров. И, как ни странно, обе эти семьи лелеют надежду когда-нибудь встретиться полным составом — сначала в Омске, потом в Цюрихе и поразмышлять о жизни, которая столь властно закрутила судьбы Кожевниковых и Альберс-Шонбергов.