В НАШЕМ СИМФОНИЧЕСКОМ АС НОМЕР ОДИН — МУРАВЛЕВ

Первая скрипка Омского академического симфонического оркестра, его концертмейстер заслуженный артист России Александр Муралёв отметил в октябре свое пятидесятилетие

Да простится мне этот совсем не музыкальный оборот. Тут было бы уместнее выразиться иначе: виртуоз, мастер смычка. Но в том-то и дело, что в слове «АС» читаются не только инициалы нынешнего юбиляра Александра Степановича, но еще некоторые его личностные особенности. АС — не только музыкант высокого профессионального уровня, но и человек, нацеленный на лидерство, на дерзкое стремление вперед и ввысь…

Итак, первая скрипка Омского академического симфонического оркестра, его концертмейстер заслуженный артист России Александр Муралёв отметил в октябре свое пятидесятилетие. И эта дата не могла остаться обычным семейным праздником — исходя не только из несомненных заслуг юбиляра перед нашим городом, но и из широты диапазона его профессиональной деятельности. Судите сами: Муралёв не только концертмейстер и первая скрипка симфонического оркестра, он еще и концертмейстер Камерного оркестра, педагог музыкальной школы № 1 имени Янкелевича, музыкального училища имени Шебалина и факультета культуры и искусства ОмГУ.

Педагогическая деятельность на музыкальном поприще, да еще когда речь идет об одном из удивительнейших и тончайших инструментов — скрипке, — дело чрезвычайно трудоемкое, ответственное и несуетное. Оно требует мудрости, терпения, настойчивости. Вообще, это действительно редкое явление, когда столь востребованный музыкант посвящает себя еще и воспитанию учеников.

У Александра Степановича дома собрана коллекция фотографий особого рода: на них запечатлены ученики Муралёва, поступившие в консерваторию. Такова традиция, установленная учителем для своих воспитанников: зачислен в консерваторию — будь любезен, сфотографируйся, вышли фото педагогу! Если хотите, такой оригинальный способ отчета о творческих успехах. Кто-то может сказать: и свидетельство учительского тщеславия. А почему бы и нет? Учитель, не имеющий здоровых амбиций, вряд ли может нацеливать своих воспитанников на успех.

И потом, Муралёв, судя по всему, прекрасно помнит собственных учителей в музыке и по сей день безмерно благодарен им за уроки не только профессиональные, но и человеческие. А среди его наставников были личности весьма и весьма незаурядные. В родной первой музыкальной школе Саша учился у Вильгельма Яковлевича Шпета. И сейчас, проходя мимо старенького деревянного здания школы по улице Красных Зорь, частенько вспоминает те незабываемые годы своего ученичества.

А в Шебалинке юный Александр попал в не менее надежные руки Игоря Александровича Литвинова, тогдашнего (в конце шестидесятых) концертмейстера симфонического оркестра. Дебют Муралёва в качестве оркестранта состоялся уже год спустя.

Кстати, когда Саша Муралёв поступал в Уральскую консерваторию, уровень его подготовки был оценен не кем иным, как легендарным Наумом Абрамовичем Шварцем, настоятельно советовавшим талантливому абитуриенту отправиться в Москву или Ленинград. Как ни льстил молодому самолюбию этот совет, звучавший высшей похвалой, а Муралёв ему не последовал.

Он и в дальнейшей своей творческой биографии спокойно реагировал на предложения переехать в столицу. Так что слова о местном патриотизме — это все-таки не пустой звук. С удовольствием принимал и принимает Муралёв предложения выступать с самыми престижными оркестрами, в том числе и заграничными, но Омск для него — родное гнездышко, город, где он нужен, где его ждут родные, друзья, ученики, коллеги. Его преданность своему делу, своему коллективу может показаться почти старомодной. Но какое счастье, что в нашем городе есть такие цельные натуры, не терпящие суеты, погони за большим рублем и псевдославой.

Впрочем, что касается славы настоящей, то я что-то не припомню, чтобы кого-то еще у нас чествовали с таким масштабом. Начиная с самого дня рождения — 2 октября — столько было сказано слов признания, пожеланий юбиляру, что их с избытком хватит на последующее пятидесятилетие. Юбилей Александра Муралёва был отмечен отдельным концертным вечером Камерного оркестра — 15 октября с участием учеников Александра Степановича звучали произведения Моцарта, Вивальди, Шнитке.

26 октября Академический симфонический оркестр чествовал свою первую скрипку, своего концертмейстера, который предстал во всем блеске зрелого мастерства. Исполнялись сложнейший Кончерто-гроссо № 2 А. Шнитке для скрипки и виолончели с оркестром, произведения Хачатуряна, Чайковского, Гершвина опять же для скрипки с оркестром.

Иначе как триумфальным этот вечер для заслуженного артиста России Александра Муралёва назвать нельзя. Слова, сказанные о нем музыковедом Ольгой Бурик, высокая оценка художественного руководителя Омского симфонического Евгения Шестакова, отношение коллег великолепно дополнились цветами и овациями зрительного зала. А лучшим ответом самого Александра Степановича стало удивительное звучание его скрипки. У музыки есть такое драгоценное свойство — сказать то, что невозможно высказать словами.