Не в пользу омичей складывается и конкурентная борьба с нижнетагильским танковым заводом. Кроме того, ожидаются большие перемены во всей оборонной промышленности. На самом высоком уровне идет разработка программы по созданию всероссийских холдингов, куда из почти полутора тысяч заводов войдут лишь около половины. Куда денутся остальные, пока не ясно. Ситуация получается из наинеприятнейших. И каким боком она повернется, сказать никто не может.
По имеющейся информации, производственные мощности «Трансмаша» в настоящее время задействованы примерно на 20 процентов. Это связано не с тем, что у заводчан нет работы. Она-то как раз есть. Те изделия, которые способно выпускать предприятие, по признанию многих специалистов, ликвидны, то есть на них покупатель найдется. Это и порядка 30 модификаций тракторов «ЗТМ-80» и «ЗТМ-60». Это и запорная арматура, которая востребована в нефтегазовой отрасли. Также есть и продукция литейного производства, пользующаяся спросом на тех же омских теплоэнергоцентралях. Завод способен делать и кухонные гарнитуры, и малогабаритные стиральные машины. Потенциал огромен, но…
Выполнить работу на «Трансмаше» не представляется возможным из-за отсутствия оборотных средств. Нужны денежные вливания, чтобы обеспечить процесс производства. В основном проблемы связаны с предоплатой за энергоносители: газ, электричество, пар. Рассчитываться за это нужно едва ли не каждые полмесяца, тогда как цикл производства составляет два-три месяца. Вопросы даже о краткосрочных банковских кредитах решить не получается. «Трансмаш» обременяют значительные долги, счет которым идет не на десятки, а на сотни миллионов. Завод, впрочем, как и подавляющее большинство предприятий ВПК, периодически попадает в «черные» списки налоговых органов как один из крупнейших должников перед бюджетами всех уровней. И простой предприятия только усугубляет ситуацию. Накапливаются новые долги, штрафы, пеня, а в итоге получается замкнутый круг. Чтобы их отдать, необходимо запускать производство. Но этого опять-таки сделать нельзя: нет денег.
На этом фоне становится неудивительным, почему затихли разговоры о громких проектах, в том числе и о создании на базе «Трансмаша» совместного российско-чешского производства большегрузных автомобилей известной марки «Татра». Добавить к этому крупный иностранный заказ на производство танков, который достался конкурентам из Нижнего Тагила.
Еще один аспект — человеческий — также нельзя упускать. По данным профкома, часть из почти шеститысячного коллектива находится сейчас в вынужденных отпусках без содержания. Другая часть трудится по сокращенному графику — три дня в неделю. Сохраняется значительный долг по заработной плате. За 1999-2000 годы общая сумма задолженности оценивается в 46 миллионов рублей. Текущий заработок — в среднем он составляет 1700 рублей — с приходом нового руководителя худо-бедно, но выплачивать удается. Вопросы по долгам профком помогает людям решать через суд. В настоящее время таких «зарплатных» дел около двух тысяч.
Между тем и в профильном комитете областной администрации, и в профкоме «Трансмаша» предлагают все-таки не драматизировать ситуацию. Говорят: выход есть. Сейчас идет детальная проработка плана по спасению предприятия. Ожидается, что завод будет разбит на несколько производств, каждое из которых предполагается зарегистрировать как отдельное юридическое лицо. Все они будут подчиняться единому руководителю. В результате такой реорганизации, а, по словам специалистов, законодательство позволяет это сделать, у предприятия появится возможность хотя бы по отдельным направлениям работать, что называется, с «чистого листа». Таким образом, будет реальный шанс привлекать инвестиции, брать банковские кредиты, запустить производство и сохранить трудовой коллектив.
Как удалось выяснить, именно этими вопросами сейчас и занимается и.о. генерального директора Александр Моров. Свои комментарии он по вполне понятным причинам дать отказался, поскольку еще не утвержден в должности. Ему в ближайшее время предстоит пройти конкурс в Москве в Российском агентстве по обычным вооружениям. Получит ли этот пост он или кто-то другой, станет известно в конце ноября — начале декабря.
Вместе с тем в администрации области поделились и другой информацией. Омский завод транспортного машиностроения прописан в федеральной программе, которая предполагает создание крупных холдингов на базе предприятий оборонного комплекса. Это, конечно, в какой-то мере обнадеживает: Москва о нас не забыла, а значит, есть надежда на будущее. Все это так, но с некоторыми оговорками.
«Трансмаш» может быть объединен в холдинг вместе с небезызвестным нижнетагильским заводом. И какое из предприятий будет основным — вопрос очень большой. Предстоят долгие согласования: нужно защитить сам проект, подготовить бизнес-план, а также решить другие оргмоменты. Сумеет ли омский завод выстоять хотя бы даже в негласной конкуренции с Нижним Тагилом, сказать пока сложно. Высшие правительственные чины, к примеру, почему-то предпочитают нижнетагильскую выставку вооружений омской. Крупный заказ недавно ушел опять же в Свердловскую область…
В Омске к такому положению дел относятся философски. На «Трансмаше» есть небольшой, но все-таки госзаказ на капитальный ремонт танков и изготовление запасных частей к ним. Это, говорят, вселяет надежду, что в будущем госзаказ увеличится. Нужно только подождать. Значительные подвижки в этом направлении ожидаются приблизительно к 2010 году. Страна сейчас не в состоянии покупать танки. Тем более идет реформирование армии.
Проблема же в том, доживет ли «Трансмаш» до этого «золотого» времени. На заводе и в областной администрации уверены, что доживет. Есть конверсионная продукция. Надо лишь не опускать руки и работать.
Что ж, как говорится, Бог в помощь.