Попробуй не отдай, скажем, двести магазинов в месяц в частные руки… О прибыли тогда вообще не думали. Сегодня структура, возникши на волне чубайсовской приватизации, претерпела значительные изменения. Вместо того, чтобы «дарить» муниципальное имущество, руководители нынешнего департамента ежегодно пополняют городскую казну на сотни миллионов рублей…
Ноябрь 1991 года. На восьмой сессии городского Совета первого демократического созыва поднимается вопрос о создании комитета по управлению муниципальным имуществом и фонда имущества города Омска. На самом деле ни о каком управлении речь даже не шла. Комитет должен был заниматься подготовкой документов по приватизации. Фонд — непосредственной продажей государственного имущества. В России началась гонка чубайсовской приватизации…
— О пополнении городского бюджета тогда даже никто и не думал, — рассказывает первый заместитель директора департамента недвижимости Олег Лизгунов. — Даже задачи такой перед нами не ставилось. Плановые задания спускались сверху не по денежным суммам, получаемым от приватизации, а по количеству объектов, переданных в частные руки. Вот должен ты приватизировать двести магазинов за месяц. Вынь да положь…
— Кто стал первым демократическим собственником государственного имущества, все, конечно, знают. Не возникало ли проблем с потенциальными «приватизаторами»?
— Нет. А ведь не было никаких ограничений в законодательстве. Мы просто не имели права мешать предпринимателям. Любой мог подать заявку и участвовать в аукционе. Лишь бы формальная сторона вопроса была соблюдена… Действительно, тогда «дурные» деньги отмывались, это сегодня средства с умом вкладываются. Сейчас у нас другие собственники, другие арендаторы…
К концу 1994 года государство раздарило все, что имело хоть какую-то цену. Массовая приватизация подошла к концу. Вместе с этим исчерпали свои функции фонд и комитет. Чтобы жить, структуре необходимо было оправдывать свое название, то есть непосредственно заниматься управлением имуществом города. Первая существенная реорганизация произошла в 1995 году. Комитет был объединен с фондом. А еще через три года на базе старой управленческой структуры возник департамент недвижимости.
— К тому времени наши функции были существенно расширены, — продолжает Олег Лизгунов. — Нам передали такие полномочия, которыми никогда не обладал классический комитет по управлению имуществом. Мы занялись земельными отношениями, наружной рекламой, дизайном городской среды, торговыми зонами и жилищным фондом.
От повальной приватизации бывший комитет по управлению имуществом перешел к созидательной работе. Первые шаги на этом пути оказались очень трудными. Вдруг оказалось, что предприниматели за несколько лет, прошедших после приватизации, еще не привыкли платить ни за землю, ни за аренду помещений. Вообще не привыкли соблюдать собственные обязательства перед муниципалитетом. Многочисленным управлениям, входящим сегодня в структуру департамента, пришлось долгие годы изменять сознание бизнесменов.
Вот один из характерных примеров того времени. К 1995 году в аренду было передано около восьмидесяти площадок под строительство автостоянок. Освоено же было лишь четыре. Остальные, видимо, были взяты впрок, про запас…
Тогда это можно было делать — ни земельного налога, ни аренды никто даже не думал платить. Всего лишь 14 миллионов неденоминированных рублей в месяц поступало от омских представителей автостояночного бизнеса в городскую казну. Сегодня предприниматели, работающие в этой сфере, стали куда более законопослушными. И как итог работы управления земельных ресурсов и кадастра при департаменте недвижимости — ежемесячное поступление в омский бюджет почти 800 тысяч рублей.
А вот уже другой пример. В 1996 году от омских рынков в городскую казну поступало 0 рублей 0 копеек. Сегодня одна аренда, собираемая с 11 рынков и 43 торговых зон, приносит 23 миллиона в год. Впрочем, не только наполнением бюджета занимаются представители управления рынков. В их ведении находятся кадровая работа с администрациями оптовок, антитеррористические мероприятия, реклама… Помогают специалисты управления и окружным налоговым органам.
Неплохих результатов достигли и в управлении аренды. Лет семь-восемь назад бизнесмены могли заключить договор аж на 99 лет. Сегодня уже иные сроки. Предприниматели снимают помещения не более чем на год. В управлении поняли, что любой, даже очень хороший арендатор, может вмиг превратиться в плохого… На счету представителей этой структуры уже немало громких дел. Например, реконструкция подвалов зданий, расположенных в исторической части города. Если бы этого не произошло, исторические особняки сегодня просто бы рухнули. Кстати, из городского бюджета на реконструкцию домов не затрачено ни копейки. Возможным это стало благодаря тесному сотрудничеству предпринимателей и сотрудников управления аренды. Между прочим, за десять лет существования данной подструктуры с арендаторов было собрано более 500 миллионов деноминированных рублей. В этом году сдача нежилых помещений принесет ни много ни мало сто миллионов.
Достаточно много средств поступает в бюджет и от рекламы. Впервые за десятилетнюю историю департамента представители управления дизайна городской среды и рекламы выходят на пятнадцатимиллионный уровень. Именно эту сумму планируется собрать в 2001 году с рекламодателей. Кстати, у специалистов управления сегодня немало хлопот. Впервые за историю рекламного Омска чиновники к размещению щитов подходят со всей строгостью. Отныне эти объекты становятся не только источниками пополнения казны, но обязаны вписываться в городскую среду. Иными словами, через несколько месяцев с агрессией рекламных щитов будет покончено. Творческие группы подразделения уже работают над новой концепцией развития рекламного бизнеса в Омске.
Одно из нововведений департамента — создание в этом году целевого бюджетного фонда восстановления ликвидности. Когда-то к муниципальным структурам, сдававшим свои площади в аренду, возвращались денежные средства соответственно приложенным усилиям. Много свободных помещений и арендаторов- много и денег. В худшем положении оказывались школы и больницы. Им-то сдавать особенно нечего. Сегодня создан специальный фонд, в котором аккумулируются все средства, полученные от аренды. А управление финансов выбирает приоритеты. В этом году полученные деньги направлялись как раз тем, кто в них особенно остро нуждается — больницам и школам.
Подобные достижения можно было бы еще долго перечислять. Впрочем, и этого достаточно для того, чтобы понять, что структура, созданная для раздачи государственного добра, за последние пять лет претерпела значительные изменения.
— Задачи, встающие перед нами, меняются очень часто, — рассказывает Олег Лизгунов. — Как минимум раз в год в недрах департамента происходит очередная реорганизация. Меняются внутренние приоритеты. Сейчас в связи с известными событиями — принятием Земельного кодекса и «федерального закона о разграничении государственной собственности на землю» — на первом плане оказалась земля. Сегодня необходимо изменить практически всю нормативную базу, по которой мы до сих пор работали. Как все сложится, мы еще не знаем, как не знают и в других городах Российской Федерации. Закон довольно «сырой» и противоречивый. Но как бы там ни было, нам нужно работать…