7 февраля в среду большую часть рабочего дня Государственная дума посвятила обсуждению проекта закона о политических партиях. Забегая вперед, скажу, что закон был принят в первом чтении почти 280 голосами. Обсуждению предшествовали большие дебаты в кулуарах Государственной думы, средствах массовой информации. В конце концов из пяти предложенных проектов прошел, как и ожидалось, президентский. И не потому, что он лучший, а потому что в России продолжается практика: президент всегда прав. А если президент не прав — смотри предыдущий абзац.
При обсуждении можно выделить пять ключевых вопросов, которые позволяют понять: чего больше принесет этот проект — пользы или вреда.
Вопрос первый — о размерах партий. Законопроект предусматривает, что общероссийской политической партией может быть организация с числом членов не менее десяти тысяч человек, из которых не менее пяти тысяч должно быть в регионах. В принципе с этим можно согласиться, поскольку мы уже устали от количества партий, когда на выборы выходит по несколько десятков партий. Народ пугается и не может сообразить, за кого же в конце концов надо голосовать.
Второй важный вопрос. Это государственное финансирование партий, которое предусматривается президентским проектом. Честно говоря, большинство партий высказались против этого по двум причинам. Первая — при нынешнем скудном бюджете страны финансирование партий проблематично. К тому же мы заранее знаем, что большая часть денег однозначно достанется партии власти. Не случайно во время обсуждения все цитировали Виктора Черномырдина, сказавшего: «Какую партию ни создавай, получится КПСС…», то есть получится партия власти.
Позиция третья. Это государственный контроль над партиями. При довольно скудном финансировании проект предусматривает жесткий бюрократический контроль над партиями. Вот яркие примеры — возможность приостановить регистрацию до решения суда, детально проверять все документы, в особенности финансовые, а также ряд других контрольных функций, для осуществления которых КПРФ, например, потребовалось бы не менее 50 бухгалтеров только в Москве. Естественно, что таких возможностей у нас нет. Или представьте ситуацию перед выборами, когда регистрацию партии приостанавливают до решения суда. Конечно, суд вынесет решение, но выборы-то уже пройдут. Потом возмущайся, сколько хочешь. Мы решительно против таких предложений, против такого контроля над политическими партиями.
Позиция четвертая. Центр и регионы. Новый закон предполагает, что участвовать в политической жизни могут только общероссийские политические партии. Запрещать людям в регионах создавать партии, если они этого хотят, по меньшей мере, странно.
И последнее — запрет кому бы то ни было, кроме общероссийских политических партий, голосовать по спискам. Если это положение пройдет, то от политической жизни практически будут отсечены все общественные движения. Хотя в последнее время избиратели больше склонны идти на выборы в составе какого-либо движения, а не партии. Есть и такие избиратели, которых принадлежность к той или иной партии некоторым образом отпугивает. Лишить таких людей права участия в выборах было бы тоже неверно.
К тому же мы отлично знаем, как формируется партия власти на примере «Единства», которое еще вчера никто не знал. В него вошли все чиновники, так сказать, по долгу службы, руководители, хозяйственники и обеспечили за счет административного ресурса победу. Хотя всем известно, что 60-70% населения придерживаются лево-патриотических взглядов.
В силу всех этих причин нельзя не согласиться с зарубежными СМИ, которые так оценивают поддержку законопроекта в первом чтении большинством депутатов парламента: «У русских стало традицией приходить к месту казни с намыленной веревкой…» К этому просто нечего добавить. И если избиратели не поработают со своими депутатами в округах до второго чтения законопроекта о политических партиях, то может случиться так, что будет поставлен крест на демократических процессах вообще в нашем обществе. А этого допустить нельзя.