Возглавить его поручено начальнику бывшего комитета Александру БУТАКОВУ, прокомментировавшему для «КВ» суть нововведения.
Появлению нового управления в структуре администрации предшествовало принятие областного Закона «О мировых судьях в Омской области», согласно которому в регионе будет образовано 97 участков для мировых судей. В течение трех последующих лет 56 судей приступят к работе на территории Омска, 41 мировой судья обоснуется в сельских районах. «Если говорить обыденным языком, — отметил Александр БУТАКОВ, — то мировой судья окажется более всего приближен к интересам конкретного Иванова, Петрова, Сидорова, разбираясь в массе их социально-бытовых и хозяйственных конфликтов. Мелкие имущественные споры и разводы, семейные колизии и наследственные дела — все, что составляет сегодня основную массу дел в районных судах, станет предметом рассмотрения мировыми. Мировой судья, являясь государственным служащим субъекта федерации, будет независим от судебной иерархии и подчинится единственно закону».
На территории областного центра создание института мировых судей закончится в 2003 году, в сельских районах — чуть позже. Очевидно, что восстановление в стране мировых, вполне привычных в дореволюционной России, — проект дорогостоящий. Работу нового судейского корпуса в Омской области будет обеспечивать аппарат, насчитывающий почти 200 специалистов. Каждый из них будет подобран «штучно»: с учетом образования, квалификации и опыта работы. Их финансирование, как и мировых, уже учтено в проекте областного бюджета 2002 года. ГГПУ, в чьем ведении окажется организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судей, станет органом исполнительной власти, наделенным правами юридического лица.
Если учесть, что одной из функций ГГПУ является «координация деятельности юридических служб органов исполнительной власти Омской области… при подготовке правовых актов», то можно заметить, что в области завершается формирование юридической вертикали. Усиление областной правовой службы в первую очередь связано с тем, что в регионе ведется активная работа в сфере законотворчества. Стратегическое направление деятельности ГГПУ — разработка своего рода «ноу-хау» в различных системах права. Давно замечено, что с появлением федеральных округов такие города, как Омск или, к примеру, Иркутск рискуют превратиться в провинцию. Новое управление призвано консолидировать правовые и юридические ресурсы, имеющиеся в Омской области, с тем, чтобы задавать тон в сфере законотворчества не только региона, но и всего Сибирского округа.
Неизбежен вопрос: кому будет служить вновь созданная структура, если почти любая деятельность в России окрашена политикой, в том числе и право? «Юрист, который начинает заниматься политикой, — это уже не юрист, — утверждает БУТАКОВ. — Есть несколько канонов, которые должны быть накрепко внедрены в сознание любого правоведа. Первый канон: если не знаешь, как поступить, — поступай по закону. Второй: никогда не руководствуйся целесообразностью, поскольку ты поставлен решать проблемы правового обеспечения.
И еще: никогда не заключай сделки даже с самим собой, потому что в конце концов это обернется против всех, в том числе и против тебя самого. При этом не стоит забывать, что юрист в администрации — тот человек, на которого руководитель должен и может опираться. Как только начнешь заниматься социальным обслуживанием, ты превратишься из юриста в политического деятеля. Следует помнить, что губернатор в области — высшее должностное лицо, чья легитимность обеспечена почти полумиллионом голосов избирателей. Администрация, и в том числе юридическая служба призваны обеспечить «поле» его деятельности. Если каждый будет играть самостоятельную роль — ничего толкового не получится».