Владимир Чешегоров отличается острым чувством ответственности за происходящее вокруг. Эта ответственность вела его по жизни — от районной многотиражки до широкой известности во всех уголках нашей области. Эта ответственность сделала его радиопередачу «Моя родная сторона» самой популярной от Русской Поляны до дальних таежных углов Усть-Ишима. Эта ответственность и нежелание лакировать с придворным вдохновением уродства сегодняшней сельской действительности лишили его и любимой радиопередачи, и работы. Но не согнули и не сломали. И как результат — книга очерков «Дорогами реформ», книга, в которую вошли многие острейшие сюжеты радиопередачи «Моя родная сторона».
«Я говорю сегодня спасибо прежде всего своим врагам, — сказал на презентации книги ее автор. -Именно они заставляли меня браться за перо и писать эту книгу».
Ну, врагам — вражье, но есть и еще очень важный момент. У нас «в провинции» такая густая паутина разного рода зависимостей от власти, что если бы не помощь меценатов, спонсоров, то здесь уже ни одного независимого слова не звучало бы — одни сплошные оды и дифирамбы. Хотя независимое слово нужно прежде всего самой власти, и жаль, что не у всех хватает элементарного ума это понять.
Автор книги «Дорогами реформ» менее всего стремился, чтобы эта книга «была очередной искрой в большом российском пожаре». Но он и против всепримирения. Свою задачу В. Чешегоров видит прежде всего в том, чтобы донести до читателя правду и заставить задуматься. Отчего исчезали и исчезают деревни и целые районы? Почему у нас душат самостоятельных и предприимчивых крестьян и почему постсоветские сельчане не очень-то рвутся в фермерство? И только ли вечно плохое начальство в этом виновато? «Сбросив оковы неволи, человек зачастую здесь же и пугается обретенной свободы: и первая же трудность побуждает его отступить «под защиту прежнего хозяина», — пишет в своем вступлении к книге «Дорогами реформ» ректор ОмГАУ академик Н.М. Колычев. Что тут можно возразить? Что можно возразить на такое беспощадное признание доярки из северного района Омской области: «Нам казалось раньше, что это только наши руководители плохие — деспотичны и тупы, а как избавимся от них, так и заработаем в полную силу. Действительность показала, что давно и сами мы привыкли на производстве все делать из-под палки и тащить что ни попадя домой. Привыкли пить, ни за что не отвечать…» Как вам такой взгляд на действительность? Нравится? Уверен, что не всем, но ведь — правда.
Владимир Чешегоров: «Незнание -это мина замедленного действия. Я занимаюсь разминированием действительности…». А действительность давно нуждается в разминировании, еще со становления советской власти, когда омское крестьянство, зажатое между красным и белым террором, уходило в тайгу сражаться за свою крестьянскую волю. Потом сельчан ломали коллективизацией. «Мне было 4 года, когда моего отца раскулачили, — вспоминает Эйнард Вебер, чьи предки из Эстонии переселились на земли нынешнего Седельниковского района. — Все забрали, дотла!.. Кроликов из-под амбара и тех забрали… Да, я внукам своим закажу — не берите землю! Не берите, а то придут новые коммунисты с автоматами, и повторится судьба моего отца…».
Искалеченные поколения… На живом материале встает, живыми голосами говорит страшная правда в очерках Владимира Чешегорова. Правда о том, как «укатывали бульдозером» деревню при Сталине, при Хрущеве, как развращали ее при Брежневе, когда огромные субсидии проваливались в бездну неэффективного сельского хозяйства. Как добивали деревню ретивые строители «дикого рынка» и разного рода аферисты. Как выживали крестьяне исключительно за счет своих подворьев, став еще при коммунистической власти «стихийными» фермерами. Как прекраснодушные призывы новых кремлевских властей — брать землю и хозяйствовать — разбивались о всевластие местных «владык». Тут интересно высказывание одного из первых омских арендаторов, приведенное в очерке «День сегодняшний. День завтрашний»: «Наши председатели колхозов страну по миру пустят, но за свой колхоз до гробовой доски держаться будут. И аренда им нужна лишь до определенного момента, для пополнения их кошелька…»
Но, что примечательно, вопреки всему, что вытворяли с деревней прошлые и нынешние правители, да и сами «советизированные» крестьяне, все-таки в очерках Владимира Чешегорова предстают люди будущего села — основательные, болеющие за свою землю, за ее судьбу, за будущее России.
Впрочем, неблагодарное это дело -пересказывать хорошую, честную книгу. Ее надо просто прочитать. Чтобы разминировать действительность.