ВИКТОР ЛАПУХИН, ДИРЕКТОР ОМСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ: "ДАЖЕ ПОСТОЯННЫЕ АНШЛАГИ НЕ ПОЗВОЛЯЮТ ТЕАТРУ СВОДИТЬ КОНЦЫ С КОНЦАМИ"

ВИКТОР ЛАПУХИН, ДИРЕКТОР ОМСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ: «ДАЖЕ ПОСТОЯННЫЕ АНШЛАГИ НЕ ПОЗВОЛЯЮТ ТЕАТРУ СВОДИТЬ КОНЦЫ С КОНЦАМИ»

Когда несколько лет назад наш драмтеатр получил сразу четыре "Золотые маски", о провинциальном театре, утеревшем нос своим куда более именитым московским коллегам, заговорила вся страна

А для омичей Омская драма всегда была предметом любви и гордости, чему лучшее свидетельство — регулярные аншлаги в театре. Однако в этом году в драмтеатре разгорелся конфликт между директором Борисом МЕЗДРИЧЕМ и главным режиссером Владимиром ПЕТРОВЫМ, в результате театр покинули они оба, плюс несколько ведущих актеров. Нового главного режиссера в театре нет до сих пор, а вот с новым директором Виктором ЛАПУХИНЫМ, приглашенным из Петропавловска, встретился корреспондент «КВ» и расспросил, прижился ли он в коллективе и какие у него планы.

— Виктор Прокопьевич, как вы считаете, что послужило причиной того, что именно вас пригласили возглавить Омский драмтеатр?

— Многие годы я поддерживал тесную связь с руководителями и работниками культуры Омского региона. Мне в свое время предлагали возглавить Омский ТЮЗ, и другие омские учреждения культуры. Когда-то мне удалось добиться определенных успехов, возглавляя Северо-Казахстанский русский драматический театр, — это были лучшие годы в моей жизни. В период моего директорства меня наградили орденом «Знак Почета», а в то время просто так работников культуры не награждали.

Больше 14 лет я руководил культурой Северо-Казахстанской области, с Омской областью у нас был договор о творческом сотрудничестве. Омские театры и художественные коллективы регулярно приезжали выступать в Петропавловск , а казахские — в Омск. Культурные контакты были налажены неплохо. Я никогда не считал себя просто чиновником от искусства, скорее, менеджером, умеющим создавать хорошие экономические условия для творчества. Человек не может знать и уметь. Все на свете, вот я знаю, как организовать творческий процесс в драматическом театре, — это мое. Думаю, мои профессиональные качества были известны руководителям Омской области и культуры, поэтому предложение возглавить Омский драмтеатр именно мне не было спонтанным.

Само предложение исходило от губернатора Леонида ПОЛЕЖАЕВА, я заключил контракт с областным комитетом по культуре и искусству. Мне поступали предложения переехать в Центральную Россию, звали в Молдавию, где у меня много родни, но мне хотелось перебраться в Омск, который считаю, является центром культуры Сибири. Если не сейчас, то рано или поздно все равно переехал бы сюда. Надеюсь, в работе мне не отказали бы. Мой сын окончил ОмГУ, давно живет здесь, у жены много родни в Омске, да и мне адаптацию пришлось проходить только в самом коллективе театра, а омские руководители культуры меня хорошо знали и раньше.

— Вы не первый омский руководитель, приехавший к нам из Казахстана. Директор омского Водоканала Геннадий ЛЕОНОВ, глава Советского округа Александр ГРИГОРЬЕВ и многие тысячи людей, как руководителей, так и рядовых граждан, за последние годы перебрались в Омск из ставшего негостеприимным Казахстана. Почему русские уезжают оттуда, на ваш взгляд?

— Могу назвать себя «последним из могикан» — я оставался последним русским на посту начальника областного управления культуры среди всех регионов Казахстана. В последнее время делал все, чтобы развитие русской, славянской культуры на Северо-Казахстанской земле не затормозилось. В Петропавловске часто выступали не только омские, но и известнейшие театры и эстрадные коллективы всей России. Хотелось, чтобы те, кто остался в Северном Казахстане, не развивались в мононациональной культуре, но, думаю, с моим уходом все изменится.

Не хочу бросать камни в огород, в котором прожил большую часть жизни и состоялся, не могу сказать ничего плохого про казахское руководство, просто это другое государство, в котором есть титульная нация. Поэтому русским нужно либо смириться с этим, либо уйти вовремя и достойно. В Северном Казахстане усиливается нехорошая тенденция, когда должности областного уровня занимают выходцы с юга. Не секрет, что между казахскими джусами есть определенное противостояние, поэтому президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ проводит ротацию кадров по горизонтали.

Русский язык повсюду вытесняется казахским , даже в системе энергетики переходят на казахский, хотя почти все термины — русские. Все это, конечно, накладывает негативный отпечаток на русскоязычное население Казахстана. Открытого притеснения русских, как, к примеру, в Прибалтике, там пока нет, но я далеко не последний русский, переехавший сюда из Казахстана.

— Как складывается ваш «роман» с Омским драмтеатром?

— Не хочу казаться самоуверенным, но мне кажется, я органично влился в большой коллектив, который прекрасно зарекомендовал себя в творческой работе за многие годы. Все здесь держалось и держится на актерах, профессиональный дух живет в каждом уголке театра. Омский драмтеатр — уникальный коллектив, настоящая семья, в которой присутствуют не сценическая любовь к друг другу, не искусственное уважение к партнеру и человеку. Все это заложено прежним поколением артистов, эту ауру разрушать нельзя — это самое ценное, что здесь есть. Отсюда и хорошие спектакли.

А вот что меня удручает, так это уровень зарплаты артистов театра. Молодые актеры получают 700-750 рублей в месяц, у половины труппы зарплата не превышает 1 500 рублей. Маститые заслуженные и народные артисты зарабатывают от двух с половиной до пяти тысяч рублей — тоже невеликие деньги. Зарплата в театре существенно ниже средней зарплаты в промышленности, и даже декабрьское повышение оплаты труда бюджетников эту диспропорцию не устранит. Сейчас разрабатывается несколько альтернативных вариантов повышения зарплаты артистам театра, чтобы как-то стимулировать их нелегкий труд.

— Как вам работается без главного режиссера?

— Сейчас работой над спектаклями приходится заниматься мне и художественному совету театра, но поиски нового главрежа ведутся интенсивно. Новые постановки готовятся иногородними режиссерами. Так, главный режиссер новосибирского театра «Красный факел» Олег РЫБКИН ставит у нас спектакль «Село Степанчиково и его обитатели», премьера состоится 25 декабря. Он уже поставил у нас «Приглашение на казнь». Пьеса номинируется на театральную премию «Золотая маска».

Художественный руководитель Воронежского камерного театра Михаил БЫЧКОВ, который, на мой взгляд, входит в пятерку лучших театральных режиссеров России, ставит у нас «Таланты и поклонники». А московский режиссер Сергей СТЕБЛЮК приступил к постановке малоизвестной пьесы Теннеси УИЛЬЯМСА «Предупреждение малым кораблям», которая почти не ставилась в нашей стране.

Текущий театральный сезон творчески уже сформирован, зрительские ожидания не будут обмануты — так хочет коллектив, а моя задача не подвести труппу и обеспечить материальную часть. Приятные неожиданности корректируют театральную жизнь: актриса Илона БРОДСКАЯ, занятая в ведущих ролях в нескольких спектаклях, уходит в декретный отпуск, приходится в спешном порядке готовить ей замены.

— Здание драмтеатра вроде бы начали ремонтировать. Хватает ли средств на ремонтные работы, и вообще, кто финансирует деятельность театра?

— Цена билетов на наши спектакли колеблется от 40 до 100 рублей, но даже постоянные аншлаги не позволяют бы сводить концы с концами. Театр живет в основном за счет государства — из областного бюджета в этом году выделено около 20 млн. рублей. Конечно, помогают и спонсоры. Но на фоне бюджетного финансирования даже 500 тысяч рублей от нашего генерального спонсора Альфа-банка погоды не делают. Среди наших спонсоров — «Оша», которая оплачивает расходы театра на автобусы, недавно заключили договор с базой снабжения «Карбышевская».

Ремонт для театра — насущная необходимость. Здание лопнуло в шести местах, два года назад в фундамент закачали бетон, чтобы приостановить разрушение, теперь нужно капитально заделать трещины. Кровля — как решето, инженерные коммуникации не меняли 15 лет, так что работы непочатый край. В этом году в областном бюджете на ремонт драмтеатра заложено 10 млн. рублей, три из них уже выделено. Ремонтные работы выполняет Омскстройподряд, недавно начали ремонтировать камерную сцену.

Ремонт и реставрацию здания театра планируется провести в полном объеме в течение трех лет. На будущий год нам пока обещают выделить на эти цели 40 млн. рублей, ну а сколько будет на самом деле, зависит от доброй воли губернатора и областных законодателей.
Слава богу, нам более-менее аккуратно выделяют деньги на оплату коммунальных услуг. С энергетиками у нас вообще нет проблем, а вот стоило нам просрочить уплату 14 тысяч рублей за водоснабжение и канализацию, как из Водоканала сразу же пришли отключать театр — едва отбились.

— А какие увлечения у директора драмтеатра, помимо самого театра?

— Так уж получилось, что по жизни у меня не было особых увлечений — прежде всего увлекала сама работа. Впрочем, люблю живопись, хотя сам совершенно не пристрастен к кисти. У меня небольшая коллекция работ театральных художников —эскизы к спектаклям, наброски декораций. По долгу службы многие годы приходилось быть в курсе всей современной литературы, в результате собрал неплохую библиотеку. Предпочитаю исторические произведения, не упускаю драматургию.

Когда позволяет время, люблю съездить на охоту. Причем не только для того чтобы побродить на зорьке с ружьем, но и сделать хороший выстрел, добыть зверя или птицу. А вообще стараюсь больше времени уделять семье, дети хоть и выросли, все равно внимания требуют, ну а внук — тем более.