ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА ПРОДВИНУТЫМ ПИВОМ?

ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА ПРОДВИНУТЫМ ПИВОМ?

14 ноября в "Известиях" было опубликовано открытое письмо Союза российских пивоваров. Руководители предприятий, выпускающих такие известные торговые марки, как "Очаково", "Балтика", "Ярпиво", "Патра", "Красный Восток", выступили против использования молодежной тематики в рекламе пива

«Кто идет за «Клинским»?» — этот рекламный слоган сегодня знает вся страна, и Омск не является исключением. Даже по обывательским меркам этот рекламный сериал выглядит вызывающе. Молодые ребята на извечный русский вопрос «Что делать?» отвечают: «Да, конечно, пиво пить». И пьют. Много пьют. Наверняка на деньги родителей. На экране — все трезвые. Но нетрудно представить, как будут выглядеть лица этих парней и девчонок после того, как «умный», «нарядный» и «меткий» сходят за пивом.

Кто стоит за «Клинским»? Производится оно известной в Омске фирмой «Сан Интербрю». В последние три года омичи привыкли, что это имя произносится чуть ли не с придыханием. Ну как же, один из крупнейших инвесторов омской экономики. У нас уже давно сложился стереотип: кто вкладывает деньги, создает рабочие места и расширяет налогооблагаемую базу, того принято считать чуть ли не спасителем. А если это еще и иностранцы, то вообще готовы ковровые дорожки под ноги им стелить. Иностранная корова дает молоко, ее нужно холить и лелеять. И у таких «священных коров» репутация должна быть незапятнанной. До последнего времени «Сан Интербрю» именно так и воспринималась в Омске. Однако открытое письмо руководителей пивоваренной отрасли, судя по всему, возникло не сразу и не вдруг. В нем, в частности, говорится: «Члены Совета Союза российских пивоваров неоднократно на своих заседаниях ставили вопрос перед представителями компании «Сан Интербрю» о недопустимости использования в рекламе пива «Клинское» молодежной тематики. К сожалению, понимания существа проблемы с их стороны не было… Занятая компанией «Сан Интербрю» позиция в сложившейся ситуации несовместима с дальнейшим участием ее представителей в работе Союза российских пивоваров… Моральная ответственность за создавшееся положение целиком и полностью лежит на руководстве компании «Сан Интербрю».

Трудно представить, что топ-менеджеры одной из крупнейших в мире пивоваренных компаний не осознали, что в этой ситуации допустили оплошность. Сменить «рекламную упаковку» для одной из своих торговых марок для такого гиганта — дело пустяковое. В компании есть деньги. Но судя по тому, что ее руководство сознательно занимает позицию, идущую вразрез с общественным мнением и мнением своих коллег по отрасли, одна из целей — не только деньги и бизнес, но и создание собственной, мягко говоря, специфичной идеологии присутствия на российском рынке.

Выяснить, что это за идеология, не так-то просто. На сегодняшний день омский ЗАО «Росар», контрольным пакетом акций которого владеет «Сан Интербрю», является одним из самых закрытых в городе. Получить информацию о внутренней деятельности общества практически невозможно. Секретность — как на оборонном предприятии, будто бы здесь не пиво делают, а ракеты. Но тем не менее при более пристальном рассмотрении того, что просочилось в СМИ за последние три года, складывается образ, весьма далекий от добродушного толстяка и степенного честолюбивого купца из новой рекламы «Сибирской короны».

Как заявляют руководители индийско-бельгийского «Сан Интербрю», на сегодняшний день эта компания является вторым в мире пивоваром. А между тем еще десять лет назад бельгийская «Интербрю» мало чем отличалась от многих других европейских пивоварен. Феноменальный рост объемов производства произошел в 90-х годах. «Интербрю» стала выходить на рынки Латинской Америки, Восточной Европы, Украины и России, проще говоря, в экономическом плане — стран третьего мира. Как и в случае с омским «Росаром», стали скупаться уже действующие и успешно развивающиеся производства там, где дешевая рабочая сила и необъятный рынок сбыта. В советских учебниках подобную экспансию называли «колониальной политикой». Возможно, кому-то не понравится это выражение. Но дело-то не в названии. Люди пришли с деньгами, чтобы делать деньги. Остальное для них, судя по всему, не суть важно. Достаточно вспомнить, как проходят в Омске День города, День молодежи и всякие другие «дни». Город просто заливается алкогольной продукцией. День основания города превращается в рекламную акцию и масштабную распродажу. Трудно представить, что такое возможно в цивилизованных странах. Еще десять лет назад 14-летний пацан, идущий по улице с бутылкой пива, вызвал бы весьма бурную реакцию у окружающих. А сегодня это — норма. Молодежь становится «продвинутой». Или — «задвинутой»? Точно так же «цивилизованные завоеватели» когда-то вели себя в Африке и Латинской Америке. Только там это называлось «огненной водой»…

Если бы иностранный инвестор вложил деньги в производство, загрязняющее окружающую среду, сразу бы встрепенулись экологи и депутаты всех мастей. А между тем «затопление» территории алкоголем и пивом — не менее опасное явление. Но до этого, судя по всему, никому нет дела. Более того, наши депутаты с радостью откликаются на приглашение поучаствовать в очередной презентации. На их языке это называется «поддержка отечественного производителя». Лишь бы бюджет наполнялся. Все моральные аспекты — под толстым слоем пены.

Между тем мне приходилось видеть реакцию ветеранов Великой Отечественной, когда в День Победы им показывали розовощеких немцев, которые привезли «пивные трофеи из Сибири». Реклама «Клинского» — из той же серии. Пейте, пока наливают…

Так совпало, что открытое письмо Союза российских пивоваров было опубликовано накануне годовщины убийства Ивана Никитовича Багнюка. Этот человек создал «Росар», вывел его в число наиболее успешных в отрасли. И до сих пор у многих омичей остаются вопросы, почему «Интербрю» до конца поддерживала заказчика этого убийства Александра Охрименко, который был снят с должности директора лишь за два дня до решения Верховного суда? Как заявляли в то время представители «Интербрю», правовое государство в России только строится, поэтому возможны судебные ошибки. Логика по меньшей мере странная, воистину колониальная. Никто ведь не сомневался, скупать или не скупать предприятие в неправовом государстве. А вот решение областного суда о виновности Охрименко вызвало сомнение. Тем самым была растоптана память о Багнюке. И опять никто из «Интербрю» не потрудился обратить внимание на общественное мнение. Может быть, потому, что Охрименко был полезнее, чем Багнюк?

А между тем среди любителей пива все чаще можно услышать мнение, что качество «росаровского» пива заметно ухудшилось. К сожалению, это мнение подтверждается и отзывами прессы. Летом этого года в центральных газетах был опубликован официальный отчет департамента Госторгинспекции Минэкономразвития России «О качестве пива» по итогам проверки в ряде городов России. К сожалению, в «черный список» напитков, не соответствующих стандарту, попала и прежде безупречная «Сибирская корона», представленная для проверки в Ульяновске. Причина, как указано в отчете, — наличие опала и мелких взвесей.

Однако настоящей сенсацией той же проверки стало обнаружение бактерий группы кишечной палочки при проверке в Смоленске, в «Толстяке добром», сваренном ОАО «Курская пивоваренная компания», которая, как и «Росар», входит в индийско-бельгийскую «Сан Интербрю». Практически все центральные газеты прошлись тогда по нашей «священной корове». Чего стоят одни только заголовки: «Требуйте долива после отстоя… кишечных палочек»!

Конечно, руководство «Сан Интербрю» выступило с опровержениями, намекая на происки конкурентов. Однако совсем недавно в СМИ появилось новое сообщение на ту же тему. По информации агентства «REGlONS.RU/Россия. Регионы» от 20 ноября со ссыпкой на уральскую прессу, уже в Перми, в пиве «Толстяк» местного производства обнаружена кишечная палочка.

Самое интересное, что именно «Толстяк» избран ключевой маркой «Сан Интербрю» в России. Во всяком случае, так утверждают столичные газеты, со ссылкой на руководителей компании. «Сибирская корона», по этой стратегии, тоже станет ключевой маркой — но только за Уральским хребтом.

В Омске уже начали выпускать торговую марку «Толстяк». Характерно, что до 2000 года «Толстяк» производился исключительно в Мордовии. Однако понятно, что при мощной рекламной поддержке потребитель купит все, что видит на экранах телевизоров круглые сутки…

Впрочем, Багнюка в Омске все чаще вспоминают не только из-за качества продукции. Порядки на предприятии тогда были другие. Новые хозяева ужесточили требования до европейских стандартов. Однако зарплаты на «Росаре» отнюдь не европейские. Защищать интересы работников некому. Люди боятся и слово лишнее сказать, чтобы не быть уволенными.

Перераспределяются и финансовые потоки, полученные от продаж омского пива. Так, по сообщениям ДО-инфо от 20 января 2001 года, службы маркетинга и продаж ЗАО «Росар» стали филиалом 000 «Стар Дистрибьюшн Компани». «Стар Дистрибьюшн Компани» является главным дистрибьютором холдинга «Сан Интербрю». Единственным клиентом «Росара» теперь станет «Стар Дистрибьюшн Компани», к которой перейдут свыше 3 тысяч прежних клиентов. На величине налоговых отчислений в бюджеты, как заверили представители холдинга, реорганизация не скажется. Хотелось бы не только верить в это, но также иметь и какие-то фактические доказательства.

Наверняка, прочитав эту статью, кое-кто возразит: главное, люди деньги вкладывают. Такая позиция сегодня считается либерально-рыночной. Однако стоит ли все измерять деньгами? В конце концов, никакими деньгами не купишь репутацию предприятия, которое заботится не только о своей прибыли, но и о завтрашнем дне той территории, на которой эту прибыль получает.