МЕНЬШЕ НАРОДУ - БОЛЬШЕ КИСЛОРОДУ?

МЕНЬШЕ НАРОДУ — БОЛЬШЕ КИСЛОРОДУ?

Рыба ищет - где глубже, а омичи - где лучше. Население региона катастрофически убывает, и скоро работать здесь станет некому

Становится все заметней, что Омская область — не особенно привлекательный для жизни регион. Многие местные предприниматели предпочитают вести бизнес за его пределами, а то и вовсе уезжают отсюда навсегда, в Новосибирск, на Алтай, в Москву. Другие омичи, недовольные низкими заработками, также стремятся устроиться ближе к «хлебному» Северу, куда затем нередко переселяются всей семьей. Бегут отсюда и те, кого поманила историческая родина — в основном немцы, евреи.

Если бы не постоянный приток вынужденных переселенцев, в основном из соседнего Казахстана. дефицит трудоспособного населения в регионе, безусловно, ощущался бы сегодня намного острей. За минувшее десятилетие в Омскую область прибыло из бывших союзных республик почти 150 тысяч человек. Правда, всего пятая часть этих людей получила статус вынужденного переселенца. И только 30 процентов из 30 тысяч человек обустроились на омской земле с помощью Федеральной миграционной службы.

С 1992 no 2000 год в рамках Федеральной миграционной программы для приехавших в Омскую область переселенцев было приобретено порядка 700 квартир для многодетных семей, участников ВОВ, инвалидов. Выдано свыше 3 тысяч долговременных беспроцентных ссуд для покупки, капитального ремонта и строительства жилья. Оказывалась также адресная материальная помощь особо нуждающимся семьям и детям из этих семей.

К сожалению, не все переселенцы смогли устроиться на омской земле без особых проблем. Некоторым пришлось приложить для этого немало усилий, а другие бедствуют до сих пор. И тому есть вполне объективные причины, главной из которых остается нежелание омских властей видеть в прибывающих к нам соотечественниках будущее региона. За десять без малого лет в граничащей с Казахстаном области не появилось ни одного пункта первичного приема, ни центра временного размещения переселенцев. И хотя в законах РФ «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» предусматривается, что мигрантам необходимо на первых порах где-то жить, пока рассматривается ходатайство о признании их статуса, чиновники на местах не слишком торопятся. «Не хотим содействовать в организации очередного бомжатника», — заявил один из них в разговоре с представителями одной из переселенческих организаций.

Зная об этом, уже не удивляешься тому, что рассказывает приехавшая в Омск с двумя детьми, бежав от пьянчуги мужа и беспросветной базарной торговли под присмотром «скинхэдов» в тюбетейках, Людмила. Благо, ей скоро надоело обивать пороги чиновничьих кабинетов, и она не без помощи добрых людей сумела обрести хотя бы временные жилье и работу.

Чиновников же никогда не интересовала судьба ей подобных.

Переселенцам самим приходится решать массу проблем, от которых мудрые российские законы, казалось бы, должны их избавить. Они ищут жилье и прописку, без чего статус, позволяющий рассчитывать на помощь ФМС, получить невозможно. Мечутся по городу в поисках работы, когда в городе и многих районах области существует дефицит рабочих рук. Конечно, некоторые использовали нашу область, только как плацдарм, для подготовки к выезду в дальнее зарубежье, но многие не ищут другого места для жизни и готовы считать омскую землю своей новой родиной.

Отношение омских властей к миграционной политике внутри региона никогда не было внятным. Сегодня же у нее есть все шансы развалиться совсем. Федеральная миграционная служба с мая 2000 года перестала существовать как самостоятельная структура и теперь находится в стадии перманентной реорганизации. В октябре уходящего года указ Президента вверил судьбы мигрантов сразу трем разным ведомствам: МВД, Минэкономразвития и МИД. В результате в регионах пока что понятия не имеют, как работать с мигрантами. А сотрудникам структуры, оставшейся после формальной ликвидации миграционной службы, остается только надеяться, что они поступают правильно, продолжая работать с прибывшими в наш регион соотечественниками.

За десять месяцев статус вынужденного переселенца в Омской области получили 430 человек. Несмотря на перемены, угрожающие уничтожить российскую, а значит и региональную миграционную политику напрочь, в текущем году на поддержку переселяющихся в наш регион людей из федерального центра поступило 15,5 миллионов рублей (92 % от запланированного). Большая часть этих денег, 8,6 миллионов рублей предназначена на приобретение квартир для вынужденных мигрантов. В результате в этом году 30 переселенческих семей уже отметили новоселье. 5,5 миллионов были выданы в виде ссуд на обустройство почти 100 семьям. Кроме этого миграционная служба Омской области организовывала отдых и реабилитацию прибывших в наш регион людей, оказывала адресную материальную помощь детям из семей вынужденных переселенцев, оказывала содействие в организации их летнего отдыха.

Так ли уж сложно понять, что заниматься проблемами вынужденных переселенцев, прибывающих в наш регион, нужно не только формально, выдавая наверх только статистические отчеты. С каждым из мигрантов, для того чтобы помочь ему обустроиться на Омской земле, нужно работать индивидуально. Или мы не заинтересованы в притоке людей и кадров?