КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ВЛАСТИ — ВО ИМЯ БУДУЩЕГО РОССИИ

В последнее время тема взаимоотношений власти и гражданского общества стала активно обсуждаться политическими и общественными деятелями, средствами массовой информации. Непосредственной причиной появления всплеска интереса к этой проблематике стал Гражданский форум, прошедший около месяца тому назад в Москве

Но надо сказать, что существуют глубокие, объективные причины того, почему тема отношений власти и общества стала особенно актуальной именно сейчас. Для того, что бы понять важность этого разговора, совершим краткий экскурс в историю России.

До начала XX века гражданского общества в нашей стране, в современном понимании этого выражения, не было. Однако существовала довольно сложная система сословных, профессиональных институтов, общинного и земского самоуправления. Эта система, скрепленная доминировавшими в обществе религиозными и этическими ценностями, обеспечивала учет интересов различных слоев общества в той мере, насколько это было вообще возможно в данных исторических условиях. Зачатки гражданского общества появились в России в 60-е годы XIX века, после реформ Александра II, и получили значительное развитие после 1907 года с введением парламентского представительства и многопартийной системы.

Революция 1917 года прервала этот процесс. Многие русские мыслители считали, что большевизм был стихийным ответом низов общества на слишком быстрый переход страны от традиционного общества к индустриальному, сопровождавшийся сломом и дискредитацией старых общественных институтов с одновременным заимствованием западных либеральных ценностей.

Говорить о существовании в годы советской власти гражданского общества не приходится. Всей системе общественных институтов, организаций вполне официально отводилась роль «приводных ремней» от партии к населению. Общественная жизнь начала освобождаться от тоталитарных пут только к началу девяностых годов. Но и тут мы кинулись в другую крайность. Стала отрицаться роль сильного государства как в экономике, так и в общественной жизни. Проповедовалась «деидеологизация», хотя, по сути, коммунистическую идеологию, изжившую себя, в умах «элиты» сменила прозападная, рационально либеральная. Этому есть разные причины: и отторжение тоталитарных общественных установлений, доходящее до крайности, и отсутствие опыта жизни в условиях демократического опыта жизни в условиях демократического общества, и прямое вмешательство определенных сил извне.

Прошло десятилетие, российское общество, пройдя через катаклизмы и кризисы, стало более зрелым. Патриотические, государственнические ценности стали вновь востребованными, что наглядно показали выборы в 1999-2000 годах. Казалось бы, маятник опять качнулся в другую сторону — к установлению жесткой власти, к отказу от демократических прав и свобод. Но российское общество оказалось достаточно зрелым, чтобы отказаться от порочного «принципа маятника». Речь теперь идет о том, чтобы гармонично сочетать укрепление государства, вертикали власти, утверждение патриотических ценностей с развитием демократических институтов, плюрализмом в политике, СМИ, с развитием рыночной экономики.

За последние два года в стране определились контуры общественного согласия. Начало нового столетия для России стало «моментом истины» — после десятилетнего регресса в стране сложились условия для экономического роста, для поступательного развития. Как сказал президент В. Путин, мы вместе должны использовать этот исторический шанс, иначе мы можем оказаться на задворках цивилизации.

Немало примеров, когда в условиях демократического общества все общественные силы при сохранении собственных убеждений, интересов консолидировались во имя решения общенациональной «сверхзадачи». Это было в 30-е годы в США при преодолении «великой депрессии», в 50-е годы в Германии, когда шло послевоенное восстановление, в 60-е годы в Японии, когда были заложены основы современной высокотехнологической экономики. Похоже, задачи стоят теперь и перед нашей страной. Эти мысли звучали на областной конференции «Общество и власть», приуроченной к Дню Конституции. Кроме выполнения общенациональных задач, общественным силам Омского Прииртышья предстоит реализовать уникальный шанс, который предоставился и нашему региону. В последние два-три года впервые началось освоение природных богатств в регионе, развитие Омского Севера. Начался значительный прирост промышленного производства, началось исправление однобокой, ориентированной на ВПК структуры экономики. Стали реализовываться значительные социальные проекты. Положительные процессы стали видны и в духовной жизни. Для того, чтобы совершить «прорыв» в экономике и иных сферах, власти необходимы помощь, понимание всех общественных институтов. Тогда общественная энергия будет уходить не на бесцельную борьбу, а на созидание. С другой стороны, власть, взаимодействуя с гражданским обществом и находясь у него под контролем, будет избавлена от опасности застоя, совершения серьезных ошибок.

Участники конференции, среди которых представители партий, общественных, национально-культурных объединений, интеллигенции, предпринимателей, приняли обращение, в котором призвали создать широкую коалицию всех общественных сил региона во имя упрочения стабильности, развития региона и страны в целом, на базе традиционных российских ценностей и демократии.