ВЛАДИМИР ВАРНАВСКИЙ: "ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ ВПЕРЕД"

ВЛАДИМИР ВАРНАВСКИЙ: «ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ ВПЕРЕД»

В выпуске "Нового обозрения" от 14 ноября было опубликовано интервью заместителя Председателя Совета Федерации, председателя Законодательного собрания Омской области В.А. Варнавского о работе членов Совета Федерации на международной арене. Тогда мы и договорились о новой встрече и продолжении разговора с Владимиром Алексеевичем

— Благодарю за возможность продолжить интервью. Вы умеете держать слово — это качество политика?

— Этому научил меня отец.

— Обстоятельства меняют людей. И заветы отцов для многих сегодня кажутся устаревшими…

— Только не в этом, без порядочности и ответственности в человеке нет стержня. Давайте работать.

— Хорошо. Тема нашего интервью сегодня — дела областные, законодательные. По инерции многие избиратели нередко измеряют депутатов их способностью решать частные, порой бытовые вопросы. Изменение статуса самого выборного органа — теперь это Законодательное собрание -по-иному формирует понятие профессионализма депутатского корпуса, общественной значимости и ценности его деятельности, каждого депутата.

— Очень верное наблюдение.

— На ваш взгляд, что было самым главным в работе Законодательного собрания в эти годы?

— По Конституции России (1993 г.1 область стала равноправным субъектом Российской Федерации, а это значит, что она должна была приобрести все конституционные атрибуты равноправия и самостоятельности, в том числе областное законодательство.

Приняты Устав Омской области и более 300 законов. Они востребованы, они рассматриваются как правовая основа в судебных инстанциях, работают для омичей, защищают территориальные интересы области.

— Так много? А нужны ли области свои законы?

— Еще как нужны! Законы области отражают ее особенности, создают правовые границы для решения именно наших проблем.

В начале 90-х годов, когда я работал в городе, мы просто задыхались от бесправия. Надо решать важный для города вопрос — строительство и расширение очистных сооружений. И оказывается, это надо согласовать с Москвой, а она «добро» не дает. Будто бы в Москве лучше знают, что нужно Омску.

Сегодня в принятии таких решений мы свободны. Но действовать власть может и должна лишь в правовом поле. Федеральных законов для этого недостаточно.

— Но знают ли омичи свои областные законы?

— Думаю, что далеко не все, но уже многие знают, а отдельные -даже постатейно и в деталях.

— Что вы имеете в виду?

— В первую очередь — закон об областном бюджете. От него зависит жизнеобеспечение области, выполнение социальных программ, а значит и то, как живут люди.

— Живут-то они в большинстве своем плохо. Значит, закон и бюджет плохие?

— Не спорю с вами: большинство живет пока трудно, но это не вина закона или законодателей. На законодателях сегодня лежит ответственность вместе с исполнительной властью найти наиболее точное и, по возможности, справедливое распределение того, что мы заработали. Создание условий, чтобы областная казна богатела, чтобы выполнялись социальные программы в интересах людей.

— Специалисты утверждают, что принятый недавно областной бюджет на 2002 год -лучший за последние 10 лет, а люди так не думают. Кто же прав?

— То, что омская промышленность стала подниматься с колен и прирост производства составил почти 15%, — сразу почувствовал бюджет; по сравнению с 2001 годом областной бюджет 2002 года возрос почти в 2 раза, а это позволит решать и наши социальные проблемы. Как в семье: больше доход — больше возможностей.

— Извините, на слово не поверю.

— Продолжим. Доходы областного бюджета в 2002 году составят 9 млрд 914 млн 9,6 тыс. рублей.

— Так точно все подсчитали?

— Достаточно достоверно. Налоговые органы имеют точный учет налогоплательщиков.

— Зарплату людям не забыли?

— Даже с учетом предполагаемого повышения заработной платы работникам бюджетной сферы. Все полным рублем.

Увеличены средства на все социальные сферы: здравоохранение, образование, культуру, социальную политику. В сумме это 3 млрд 988 млн 957,4 тыс. рублей — почти 4 млрд. Для сравнения: весь областной бюджет 2001 года был чуть больше 5 млрд.

Более наполненными стали бюджеты муниципальных образовании, в т. ч. города Омска.

Обеспечено финансирование так называемых «федеральных мандатов» (льготы, пособия) по законам «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

На эти цели направляется 834 млн 254 тыс.руб.

— Сразу больной вопрос: а долги? Учителям за книжную продукцию, пособия на детей за прошлые годы?

— Действительно, больной вопрос. Мы не раз разъясняли, что это долги федеральные. А люди ждут, поэтому из средств областного бюджета выделено 16 млн — для погашения задолженности педагогам за книгоиздательскую продукцию (как мы условились с профсоюзом, в первую очередь ушедшим на пенсию). Будут частично погашаться долги и по «детским».

Считаю важными еще несколько социальных аспектов бюджета: увеличена сумма, выделяемая на проведение общественных работ, — с 10 до 25 млн рублей, а это возможность получить временную оплачиваемую работу, в том числе летом -школьникам.

Безусловный плюс — это финансовое обеспечение областной адресной инвестиционной программы по строительству и реконструкции школ, больниц, поликлиник и т. д. Главное, на мой взгляд, увеличение объемов строительства социального жилья — квартир для инвалидов, ветеранов; для работников бюджетной сферы и военнослужащих — на условиях их участия в этом строительстве.

Определено финансирование строительства и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства. Все эти объекты в программе перечислены поименно, суммы — тоже.

— Но это не новинка. Так было и до «перестройки».

— Нет. Не так. Бюджеты 2001-го и 2002 годов — бездефицитные. Это значит: сколько заработали, сколько имеем — на столько рассчитали, столько и обязаны сделать.

Нет дутых обещаний. Ровно то и ровно столько, сколько бюджет потянет. Без невыполнимых обещаний, без несбыточных надежд.

— Значит, честно и ответственно?

— Только так!

— Еще вопрос. Говорите о социальной направленности бюджета, а заложили 90% оплаты коммунальных услуг для населения. Это же…

— Вы повторяете ошибку многих ваших коллег: Законодательное собрание не имеет права и не может устанавливать такой процент оплаты.

Существует постановление правительства РФ «О реформировании жилищно-коммунального хозяйства», принятое в 1997 году, и дополнение к нему от 2001 года.

Именно в этих документах установлены этапы перехода на полную оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства населением в процентном отношении по годам.

Законодатели лишь учитывают этот показатель при расчете сумм субсидий (поддержки) в бюджете для населения, т. е. наоборот, обеспечивают социальную защищенность людей.

А вот стоимость этих услуг зависит от тарифов, которые устанавливают органы местного самоуправления. В Омске это городской совет. Величина тарифов складывается из многих показателей, в том числе — из эффективности хозяйствования. Вот здесь у граждан есть право спроса с властей, оценки эффективности их деятельности, чтобы не переплачивать.

— Значит, я не по адресу.

— В какой-то степени — по адресу. Меня как депутата и жителя города это тоже волнует. Давайте поизучаем, где можно снизить тарифы.

— Я уже чувствую, что невозможно в одном интервью охватить все. Вы не считаете, что мало общаетесь с прессой?

— Не считаю. Открыт для общения всегда. Но критику принимаю.

— Какие еще, кроме бюджета, областные социальные законы, работающие впрямую на людей, вы бы назвали?

— Их много. Сегодня законы Омской области — это достаточно систематизированное законодательство. Назову некоторые: «О защите прав детей, оставшихся без родительского попечительства», «О приемной семье», «О дополнительных . гарантиях социально опекаемых граждан», целевые областные программы — «Дорога в жизнь» — для детей-сирот и др.

— Что еще, кому и сколько можно дать?

— Чувствую иронию. Я тоже считаю, что большим «собесом» общество быть не должно. Давайте разделим вопрос. Сегодня надо помогать, защищать и поддерживать тех, кто уже не может обеспечить свою жизнь (старики, инвалиды например) или еще не может (дети-сироты), для других — создавать условия для того, что бы можно было иметь достойную работу и достойный заработок, в том числе создавая собственное дело.

— У нас создашь… Вы хоть знаете, сколько у предпринимателей претензий к областному закону «О едином налоге на вмененный доход»?

— Знаю. И депутаты знают.
— А зачем принимали тогда?

— Как вы думаете, а много может быть довольных таким законом? Это все же налог на доход… Одновременно решается задача формирования цивилизованных отношений в сфере налоговой политики. Сегодня более половины предпринимателей по итогам года показывают «нулевую» прибыль и уходят от налогов. Так может быть? Это правильно? А где брать деньги на жизнеобеспечение, на зарплату, на социальные программы? Требуешь от государства -будь честен сам. Ну а если по существу, принятие закона не означает прекращение работы над ним. Возможность диалога осталась. Надо обращаться с доказательными аргументами в комитет по финансовой и бюджетной политике Законодательного собрания, в экономический комитет администрации области.

По большому счету, цель области — не только собрать налоги, наполнить бюджет, но и укреплять, развивать налогооблагаемую базу, не уничтожать тех, кто дает доход бюджету. Вот позиция.

— Согласна. Владимир Алексеевич, мы, журналисты, народ любопытный и въедливый…

-(Смеется.) Мы, депутаты, тоже… Так что дальше любопытствуейте.

-А если в суд на вас? За закон?

— Такое право есть.

— И обращения были?

— Были. С 1994 года в суде рассмотрено 26 дел, связанных с претензиями к омским законам.

-И?..

— Проиграли мы три. Это характеризует?

-Да. Но сейчас, как мне известно, тоже есть обращения прокуратуры в суд?

— Есть. Это нормально. Одно из таких обращений мы выиграли даже в Верховном суде. Это тоже признак перемен: разногласия решать черед суд.

— Вы очень расстроились, что Президент не подписал закон по ветеранам? Это ведь одна из законодательных инициатив Омского Законодательного собрания в Государственную думу?

— Да. Мне больно за людей, ожидания которых и надежды на справедливость вновь были обмануты.

— А может. Президент прав?

— Сомневаюсь. Люди, отработавшие 40 — 35 лет, пусть и не имеющие наград, — ветераны труда. Справедливо поддержать их. Они заслужили это своим трудом, создавая могущество России.

-И что дальше?

— Я дал слово ветеранам. От этой инициативы Законодательного собрания мы не отступили. Начнем сначала. И я уверен, Президент нас поймет. Поймет.

-А ваши личные обещания депутата своим избирателям?

— Я выполнил все свои обещания: стоматологическую поликлинику для округа отстояли в Высшем арбитражном суде — здесь теперь обслуживаются ветераны. Начали обследование домов по Иртышской набережной — им нужен ремонт. Помог в оснащении стоматологии и родильного дома. В округе открыт наркологический кабинет — это нужно и важно сегодня. Удалось привезти в область 4 госпиталя стоимостью по 1 млн дойчмарок с полным комплектом оборудования — от хирургической операционной до коек и тапочек, лекарства для больных диабетом, туберкулезом на очень большую сумму.

Вместе с депутатом В. Д. Ровинской мы внесли в Законодательное собрание предложения о финансировании ремонта домов ЖСК: в Омске люди были просто брошены наедине со своими проблемами. ЖСК я еще в горсовете занимался, и тогда мы что-то должны сделать — приравняли ЖКХ к муниципальному жилью, а теперь продолжаю эту линию. Второй год добиваюсь выделения в областном бюджете средств для компенсации задолженности педагогам за книгоиздательскую продукцию — в этом году на эти цели выделено 16 млн. рублей.

Внес предложение и добился понимание коллег в поддержке железной дороги в обмен на то, чтобы железнодорожники, в отличие от других регионов, сдерживали резкое повышение цен на проезд в электричках. Нам это два года удавалось.

Помогаю в компьютеризации школ округа. Убедил депутатов и администрацию области выделить средства на проведение лицензирования и аккредитации школ, чтобы поборов с родителей для этого не устраивать. Много вопросов «прилетало» на приемах: благоустройство дворов, трудовые отношения и др. Словом, всего не перечислишь сразу.

— А судьба завода им. Октябрьской революции?

— Это моя