— Благодарю за возможность продолжить интервью. Вы умеете держать слово — это качество политика?
— Этому научил меня отец.
— Обстоятельства меняют людей. И заветы отцов для многих сегодня кажутся устаревшими…
— Только не в этом, без порядочности и ответственности в человеке нет стержня. Давайте работать.
— Хорошо. Тема нашего интервью сегодня — дела областные, законодательные. По инерции многие избиратели нередко измеряют депутатов их способностью решать частные, порой бытовые вопросы. Изменение статуса самого выборного органа — теперь это Законодательное собрание -по-иному формирует понятие профессионализма депутатского корпуса, общественной значимости и ценности его деятельности, каждого депутата.
— Очень верное наблюдение.
— На ваш взгляд, что было самым главным в работе Законодательного собрания в эти годы?
— По Конституции России (1993 г.1 область стала равноправным субъектом Российской Федерации, а это значит, что она должна была приобрести все конституционные атрибуты равноправия и самостоятельности, в том числе областное законодательство.
Приняты Устав Омской области и более 300 законов. Они востребованы, они рассматриваются как правовая основа в судебных инстанциях, работают для омичей, защищают территориальные интересы области.
— Так много? А нужны ли области свои законы?
— Еще как нужны! Законы области отражают ее особенности, создают правовые границы для решения именно наших проблем.
В начале 90-х годов, когда я работал в городе, мы просто задыхались от бесправия. Надо решать важный для города вопрос — строительство и расширение очистных сооружений. И оказывается, это надо согласовать с Москвой, а она «добро» не дает. Будто бы в Москве лучше знают, что нужно Омску.
Сегодня в принятии таких решений мы свободны. Но действовать власть может и должна лишь в правовом поле. Федеральных законов для этого недостаточно.
— Но знают ли омичи свои областные законы?
— Думаю, что далеко не все, но уже многие знают, а отдельные -даже постатейно и в деталях.
— Что вы имеете в виду?
— В первую очередь — закон об областном бюджете. От него зависит жизнеобеспечение области, выполнение социальных программ, а значит и то, как живут люди.
— Живут-то они в большинстве своем плохо. Значит, закон и бюджет плохие?
— Не спорю с вами: большинство живет пока трудно, но это не вина закона или законодателей. На законодателях сегодня лежит ответственность вместе с исполнительной властью найти наиболее точное и, по возможности, справедливое распределение того, что мы заработали. Создание условий, чтобы областная казна богатела, чтобы выполнялись социальные программы в интересах людей.
— Специалисты утверждают, что принятый недавно областной бюджет на 2002 год -лучший за последние 10 лет, а люди так не думают. Кто же прав?
— То, что омская промышленность стала подниматься с колен и прирост производства составил почти 15%, — сразу почувствовал бюджет; по сравнению с 2001 годом областной бюджет 2002 года возрос почти в 2 раза, а это позволит решать и наши социальные проблемы. Как в семье: больше доход — больше возможностей.
— Извините, на слово не поверю.
— Продолжим. Доходы областного бюджета в 2002 году составят 9 млрд 914 млн 9,6 тыс. рублей.
— Так точно все подсчитали?
— Достаточно достоверно. Налоговые органы имеют точный учет налогоплательщиков.
— Зарплату людям не забыли?
— Даже с учетом предполагаемого повышения заработной платы работникам бюджетной сферы. Все полным рублем.
Увеличены средства на все социальные сферы: здравоохранение, образование, культуру, социальную политику. В сумме это 3 млрд 988 млн 957,4 тыс. рублей — почти 4 млрд. Для сравнения: весь областной бюджет 2001 года был чуть больше 5 млрд.
Более наполненными стали бюджеты муниципальных образовании, в т. ч. города Омска.
Обеспечено финансирование так называемых «федеральных мандатов» (льготы, пособия) по законам «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
На эти цели направляется 834 млн 254 тыс.руб.
— Сразу больной вопрос: а долги? Учителям за книжную продукцию, пособия на детей за прошлые годы?
— Действительно, больной вопрос. Мы не раз разъясняли, что это долги федеральные. А люди ждут, поэтому из средств областного бюджета выделено 16 млн — для погашения задолженности педагогам за книгоиздательскую продукцию (как мы условились с профсоюзом, в первую очередь ушедшим на пенсию). Будут частично погашаться долги и по «детским».
Считаю важными еще несколько социальных аспектов бюджета: увеличена сумма, выделяемая на проведение общественных работ, — с 10 до 25 млн рублей, а это возможность получить временную оплачиваемую работу, в том числе летом -школьникам.
Безусловный плюс — это финансовое обеспечение областной адресной инвестиционной программы по строительству и реконструкции школ, больниц, поликлиник и т. д. Главное, на мой взгляд, увеличение объемов строительства социального жилья — квартир для инвалидов, ветеранов; для работников бюджетной сферы и военнослужащих — на условиях их участия в этом строительстве.
Определено финансирование строительства и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства. Все эти объекты в программе перечислены поименно, суммы — тоже.
— Но это не новинка. Так было и до «перестройки».
— Нет. Не так. Бюджеты 2001-го и 2002 годов — бездефицитные. Это значит: сколько заработали, сколько имеем — на столько рассчитали, столько и обязаны сделать.
Нет дутых обещаний. Ровно то и ровно столько, сколько бюджет потянет. Без невыполнимых обещаний, без несбыточных надежд.
— Значит, честно и ответственно?
— Только так!
— Еще вопрос. Говорите о социальной направленности бюджета, а заложили 90% оплаты коммунальных услуг для населения. Это же…
— Вы повторяете ошибку многих ваших коллег: Законодательное собрание не имеет права и не может устанавливать такой процент оплаты.
Существует постановление правительства РФ «О реформировании жилищно-коммунального хозяйства», принятое в 1997 году, и дополнение к нему от 2001 года.
Именно в этих документах установлены этапы перехода на полную оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства населением в процентном отношении по годам.
Законодатели лишь учитывают этот показатель при расчете сумм субсидий (поддержки) в бюджете для населения, т. е. наоборот, обеспечивают социальную защищенность людей.
А вот стоимость этих услуг зависит от тарифов, которые устанавливают органы местного самоуправления. В Омске это городской совет. Величина тарифов складывается из многих показателей, в том числе — из эффективности хозяйствования. Вот здесь у граждан есть право спроса с властей, оценки эффективности их деятельности, чтобы не переплачивать.
— Значит, я не по адресу.
— В какой-то степени — по адресу. Меня как депутата и жителя города это тоже волнует. Давайте поизучаем, где можно снизить тарифы.
— Я уже чувствую, что невозможно в одном интервью охватить все. Вы не считаете, что мало общаетесь с прессой?
— Не считаю. Открыт для общения всегда. Но критику принимаю.
— Какие еще, кроме бюджета, областные социальные законы, работающие впрямую на людей, вы бы назвали?
— Их много. Сегодня законы Омской области — это достаточно систематизированное законодательство. Назову некоторые: «О защите прав детей, оставшихся без родительского попечительства», «О приемной семье», «О дополнительных . гарантиях социально опекаемых граждан», целевые областные программы — «Дорога в жизнь» — для детей-сирот и др.
— Что еще, кому и сколько можно дать?
— Чувствую иронию. Я тоже считаю, что большим «собесом» общество быть не должно. Давайте разделим вопрос. Сегодня надо помогать, защищать и поддерживать тех, кто уже не может обеспечить свою жизнь (старики, инвалиды например) или еще не может (дети-сироты), для других — создавать условия для того, что бы можно было иметь достойную работу и достойный заработок, в том числе создавая собственное дело.
— У нас создашь… Вы хоть знаете, сколько у предпринимателей претензий к областному закону «О едином налоге на вмененный доход»?
— Знаю. И депутаты знают.
— А зачем принимали тогда?
— Как вы думаете, а много может быть довольных таким законом? Это все же налог на доход… Одновременно решается задача формирования цивилизованных отношений в сфере налоговой политики. Сегодня более половины предпринимателей по итогам года показывают «нулевую» прибыль и уходят от налогов. Так может быть? Это правильно? А где брать деньги на жизнеобеспечение, на зарплату, на социальные программы? Требуешь от государства -будь честен сам. Ну а если по существу, принятие закона не означает прекращение работы над ним. Возможность диалога осталась. Надо обращаться с доказательными аргументами в комитет по финансовой и бюджетной политике Законодательного собрания, в экономический комитет администрации области.
По большому счету, цель области — не только собрать налоги, наполнить бюджет, но и укреплять, развивать налогооблагаемую базу, не уничтожать тех, кто дает доход бюджету. Вот позиция.
— Согласна. Владимир Алексеевич, мы, журналисты, народ любопытный и въедливый…
-(Смеется.) Мы, депутаты, тоже… Так что дальше любопытствуейте.
-А если в суд на вас? За закон?
— Такое право есть.
— И обращения были?
— Были. С 1994 года в суде рассмотрено 26 дел, связанных с претензиями к омским законам.
-И?..
— Проиграли мы три. Это характеризует?
-Да. Но сейчас, как мне известно, тоже есть обращения прокуратуры в суд?
— Есть. Это нормально. Одно из таких обращений мы выиграли даже в Верховном суде. Это тоже признак перемен: разногласия решать черед суд.
— Вы очень расстроились, что Президент не подписал закон по ветеранам? Это ведь одна из законодательных инициатив Омского Законодательного собрания в Государственную думу?
— Да. Мне больно за людей, ожидания которых и надежды на справедливость вновь были обмануты.
— А может. Президент прав?
— Сомневаюсь. Люди, отработавшие 40 — 35 лет, пусть и не имеющие наград, — ветераны труда. Справедливо поддержать их. Они заслужили это своим трудом, создавая могущество России.
-И что дальше?
— Я дал слово ветеранам. От этой инициативы Законодательного собрания мы не отступили. Начнем сначала. И я уверен, Президент нас поймет. Поймет.
-А ваши личные обещания депутата своим избирателям?
— Я выполнил все свои обещания: стоматологическую поликлинику для округа отстояли в Высшем арбитражном суде — здесь теперь обслуживаются ветераны. Начали обследование домов по Иртышской набережной — им нужен ремонт. Помог в оснащении стоматологии и родильного дома. В округе открыт наркологический кабинет — это нужно и важно сегодня. Удалось привезти в область 4 госпиталя стоимостью по 1 млн дойчмарок с полным комплектом оборудования — от хирургической операционной до коек и тапочек, лекарства для больных диабетом, туберкулезом на очень большую сумму.
Вместе с депутатом В. Д. Ровинской мы внесли в Законодательное собрание предложения о финансировании ремонта домов ЖСК: в Омске люди были просто брошены наедине со своими проблемами. ЖСК я еще в горсовете занимался, и тогда мы что-то должны сделать — приравняли ЖКХ к муниципальному жилью, а теперь продолжаю эту линию. Второй год добиваюсь выделения в областном бюджете средств для компенсации задолженности педагогам за книгоиздательскую продукцию — в этом году на эти цели выделено 16 млн. рублей.
Внес предложение и добился понимание коллег в поддержке железной дороги в обмен на то, чтобы железнодорожники, в отличие от других регионов, сдерживали резкое повышение цен на проезд в электричках. Нам это два года удавалось.
Помогаю в компьютеризации школ округа. Убедил депутатов и администрацию области выделить средства на проведение лицензирования и аккредитации школ, чтобы поборов с родителей для этого не устраивать. Много вопросов «прилетало» на приемах: благоустройство дворов, трудовые отношения и др. Словом, всего не перечислишь сразу.
— А судьба завода им. Октябрьской революции?
— Это моя