КАСТРЮЛЯ СО СМЕРТЬЮ

КАСТРЮЛЯ СО СМЕРТЬЮ

Сейчас, когда кажется, что весь мир занят охотой на Бен Ладена, а вся страна следит за судебным процессом над Радуевым, тема терроризма стала особенно острой. Пока, слава богу, террористы Омск особо не жаловали

Речь идет, разумеется, о настоящих злодеях, а не о потенциальных злоумышленниках, то и дело терроризирующих милицию и спасательные службы своими ложными звонками о заложенных якобы бомбах.

Первым и пока, к счастью, самым серьезным террористом стал Алексей Палий, захвативший в 1993 году заложников в детском саду № 285. Тогда об этом случае сообщали все омские и многие центральные СМИ. Однако рассказывали по горячим следам, второпях. И, как следствие, со множеством противоречивых неточностей.

ТЕРРОРИСТ, СЫН БРАКОНЬЕРА

Из оперативной сводки областного УВД от 28.09.93.

«Палий Алексей Анатольевич, 10.06.69 г. р., уроженец г. Североуральска Свердловской области, проживает: г. Североуральск… В период с 1987 по 1989 гг. служил в ВДВ в должности командира отделения. После службы в рядах СА работал на заводе железобетонных изделий… до 31.08.92. После увольнения нигде не работал, с женой разведен и проживал с бабушкой по вышеуказанному адресу. Родители также проживают в Североуральске по адресу… Отец привлекался к уголовной ответственности на три с половиной года по статьям 163 (браконьерский лов рыбы) и 218 (хищение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ) У К РСФСР, нов 1981 году был условно-досрочно освобожден. Последний раз Палия А. А. видели дома утром 27 сентября».

Итак, утром 28 сентября террорист-гастролер был уже в Омске. Без пяти восемь утра Палия увидели в вестибюле детского сада №285, что неподалеку от остановки Рабиновича, как раз напротив 66-й школы-лицея. На голове террориста была черная маска, в одной руке он держал обрез, а в другой — сумку. Палий выстрелил в потолок и потребовал, чтобы все воспитатели и дети оставались на местах.»

С самого начала планы налетчика были несколько нарушены. Террориста увидели и услышали выстрел опаздывающие мать с ребенком, которые как раз открывали дверь, — и бросились бежать. Возникла суматоха, в результате которой террористу удалось захватить не всех находящихся в садике, а только пятерых детей вместе с воспитательницей (позднее к ним добровольно присоединилась заведующая Татьяна Охотникова).

И запираться террористу пришлось не в комнате с телефоном, как он задумал первоначально, а в одной из групп первого этажа. Убежавшая первой женщина сразу же позвонила в милицию, так что необходимые меры начали приниматься еще до того, как правоохранительные органы узнали о требованиях террориста.

Когда милиция уже оцепила здание, а в 66-й школе, откуда всех эвакуировали, разместился штаб, через заведующую (впредь она и будет посредницей) террорист передал «ма-ляву» со своими требованиями.

Я держу в руках ксерокопию этого «документа». Исписанный печатными буквами лист бумаги. Написано грамотно: почти со всеми положенными запятыми и почти без орфографических ошибок. Хотя, судя по тексту, 27-летний бывший десантник и стремился выдать себя за недавно «откинувшегося» с зоны зека, который «век воли не видал». Набор требований — стандартный для террористов первой половины девяностых:50 миллионов рублей, валюта, оружие, самолет, на котором Палий собирался лететь не то в Ирак, не то в Швейцарию, автобус до аэропорта. Все условия расписаны подробно, с предупреждением о сообщниках в Омске и Санкт-Петербурге. Здесь же — характеристики самодельного взрывного устройства, которое было у террориста и которое он угрожал привести в действие, если требования не будут выполнены: 2, 5 килограмма аммонита, в корпусе бомбы — эмалированной кастрюле — «баллончики от сифона, металлические шарики и болты. Управление — дистанционное, взрыватель сработает, если бандит разожмет руку, которой он сжимал кнопку. Забегая вперед, замечу, что террорист не шутил. Все описанные характеристики адской машины позднее подтвердили саперы. Если бы прогремел взрыв, волна от него уничтожила бы все в радиусе шестидесяти метров, а металлическая начинка бомбы разлетелась бы метров на двести. Так что «море деревянных бушлатов», которое пообещал Палий, подписавшийся «Шутником», было бы наверняка.

ШОЙХЕТ В ЗАЛОЖНИКИ НЕ ПОДОШЕЛ

Снайперы, занявшие позиции в окнах школы, время от времени наблюдали мелькающего в окне террориста, требования которого постепенно начали выполнять. С наличными деньгами была тогда большая напряженка. Тем не менее после личного вмешательства Леонида Полежаева удалось быстро достать в омских банках миллион рублей и несколько тысяч долларов и немецких марок. Деньги передали преступнику. Постоянную связь с ним поддержи вали по также переданной милицейской рации. Вскоре Палий получил и требуемый пистолет. К зданию детсада подгоняют автобус, а в аэропорту готовится к вылету самолет. В обмен на выполнение очередного условия террорист отпускает одного из заложников — мальчика с больным сердцем. А вот при передаче автомата случилась заминка, которая могла закончиться трагически. Милиция не решилась передавать террористу годное для стрельбы оружие, и бывший десантник Палий легко обнаружил небоеспособность автомата. Распсиховавшись, он снова начал палить из своего обреза. Террориста еле удалось успокоить.

Просматривая газеты и документы, удивляешься, как много народу было тогда в школе — импровизированном штабе. Руководство области и города, ФСБ, прокуратура. И наверное, милицейское начальство тоже. Тогдашние мэр города Юрий Шойхет и глава горсовета Владимир Варнавский предложили в заложники себя. Шойхету удалось даже потолковать с террористом, которому он передал сигареты. Сигареты Палий взял, а вот от обоих новоиспеченных заложников отказался. Между тем в школе были люди, которым предстояло взять на себя самую опасную и ответственную часть работы. В том числе — руководители омского ОМОНа под командованием Николая Лукина.

ПРИСТУПИТЬ К ЛИКВИДАЦИИ

С самого начала этой истории омоновцы анализировали ситуацию, прикидывая варианты, при которых придется начать штурм. Делали для себя выводы на основе отрывочных наблюдений. Например, одна из женщин-воспитательниц обратила внимание, что прорези для глаз в маске террориста обметаны грубыми мужскими стежками, а прорезь для рта преступник вообще забыл сделать. Это заставило усомниться в справедливости написанного в «маляве»: у меня, мол, есть женщина — сообщница «на хате». Которая за всем следит и в случае чего сразу позвонит другим сообщникам в Питер.

Выбрав удобный момент, группа омоновцев под командованием полковника Лукина незаметно пробралась в здание детского садика. Чтобы действовать как можно бесшумнее, бойцам пришлось даже снять обувь. Притаившись за дверями, омоновцы ждали сигнала к началу штурма.

Критический момент наступил тогда, когда стало ясно: передачи террористу боевого автомата не избежать. Насторожило и еще одно новое требование Палия: вместо самолета предоставить вертолет с исправным парашютом. В момент прыжка взрывное устройство могло сработать даже непроизвольно. Поэтому был отдан приказ о штурме, который начался в 14.35.

Операция, проведенная после этого омоновцами, как говорят, описана теперь во всех милицейских учебниках.

Группе захвата удалось ворваться в комнату. Часть бойцов отсекла заложников и накрыла их щитами, а другие омоновцы занялись Палием. Его пришлось застрелить, потом тело накрыли щитами. Милиционеры действовали так быстро, что преступник не успел даже разжать пальцы на кнопке взрывателя. Вся операция заняла считанные минуты. После чего заложников вывели, а взрывное устройство обезвредили.

ЗАВТРА БЫЛА ЧЕЧНЯ

Операция омских омоновцев, как уже говорилось, стала уникальной по «чистоте» проведения. Тогдашний начальник областного УВД Виктор Лотков рисковал многим, отдавая приказ открыть по террористу огонь на поражение. Успешная ликвидация преступника, захватившего заложников в омском детском саду, стала по-своему уникальным событием и для России 1ЭДЗ года. Это был первый с начала перестройки случай, когда в подобных обстоятельствах террорист не вылетел за границу. Произошедшие позже в Омске попытки совершения терактов были не столь серьезными. Абсолютными дилетантами оказались и преступник, захвативший магазин в здании драмтеатра, и двое кавказцев, которые, угрожая ножами, пригнали рейсовый автобус к зданию обладминистрации. Впрочем, и для омичей террористические акты вряд ли бы стали особой неожиданностью: полным ходом шла война в Чечне. Повоевал там и полковник милиции Николай Лукин, съездив в боевые командировки несколько раз.