"ОРЕОЛ" РЯБОКОНЯ ЗАМЕТЕН И В БРЮССЕЛЕ

«ОРЕОЛ» РЯБОКОНЯ ЗАМЕТЕН И В БРЮССЕЛЕ

В последних числах ноября в Брюсселе проходил юбилейный 50-й Всемирный салон изобретений

Среди многочисленных экспонатов Салона внимание международного жюри и посетителей выставки привлекло изобретение Омского НИИ приборостроения — биостимулятор «Ореол». Оно получило высокую оценку и было отмечено золотой медалью и дипломом.

Впрочем, это уже не первый успех омских разработчиков. В 1996-м золотую медаль и диплом Международного салона изобретений «Брюссель-Эврика-96» получил аппарат для диагностики остеомиелита. Автором которого также был кандидат технических наук, заслуженный машиностроитель России и почетный радист Дмитрий Селиверстович Рябоконь.

В научных кругах этот человек известен как автор более ста изобретений и нескольких десятков научных статей. Еще в шестидесятые годы, работая вместе с известными специалистами в области пьезоэлектроники Ф. Ильиным, И. Народицким, И. Дикиджи, он создал лабораторию кварцевых фильтров, а затем отдел фильтровой техники. Созданный им преимущественно из молодых специалистов коллектив вскоре стал ведущим в стране в области создания кварцевых фильтров, дискриминаторов, дешифраторов и линий задержки для профессиональной KB аппаратуры магистральной радиосвязи. Уже в первые годы существования отдела, возглавлял который Д. Рябоконь, он получил заказ на разработку ряда изделий спецтехники от крупнейшего тогда и общепризнанного Московского НИИ пьезотехники.

В семидесятые годы, работая совместно с кисловодской лабораторией биотелеметрии, Дмитрий Селиверстович серьезно увлекся проблемами подводной связи и передачей телеметрической информации по радиоканалам. Тогда же им были изобретены опытные образцы аппаратуры не только для передачи биотелеметрической информации пловцов, водолазов, но и для передачи кардиосигналов по линиям радиосвязи. В дальнейшем на основе этих работ им была разработана методика передачи информации в грунтовой и речной воде на большие расстояния.

Коллега Дмитрия Селиверстовича и его единомышленник, начальник сектора кварцевых фильтров и медицинской техники НИИ приборостроения Игорь Михайлович Ясинский рассказывает, что первые эксперименты ими были поставлены на собственных дачах в десяти километрах от Омска.

— Первые испытания, — вспоминает Игорь Михайлович, — мы провели на своих огородах. Антенны, предварительно изолированные, опускали в колодцы. Слышимость была прекрасная. И тогда мы стали работать с речниками, но уже передавали сигналы не на расстоянии 200-300 метров, а десяти километров.

Примечательно, что аппаратура, передающая информацию из-под воды, за рубежом к тому времени была. Только работать она могла в соленой воде, а не в пресной. Изобретателем радиостанции, передающей информацию из пресной воды, как раз и был Д. Рябоконь.

— В 1996 году, — вспоминает изобретатель, — в Омске проходили большие учения, организованные «Транснефтью» и МЧС. Были на них и представители одного французского концерна, с президентом которого я там встречался.

Прежде всего меня интересовало, есть ли у них система связи в пресной воде. Оказалось, что есть, но передается информация исключительно по проводам. Показали они нам тогда новейшую японскую технику, но как только водолаз погрузился с нею в воду, связь оборвалась. И тогда мы продемонстрировали им свою радиостанцию в действии. Опустили водолаза на приличную глубину, врубили громкую связь и переговоры с водолазом через динамик передавали на всю площадь. А происходило это на полигоне за Николаевкой. Эффект был потрясающий.

В начале 90-х Д. Рябоконь занялся другой серьезной проблемой, связанной с дефектоскопией трубопроводов. Разработал метод дистанционного диагностирования трубопроводов и определения местонахождения поршней в трубах при аварийных ситуациях.

Примерно в это же время занялся разработкой нового класса медицинских аппаратов для диагностики и лечения различных заболеваний. Большинство этих аппаратов им запатентованы, обладают параметрами, подчас превосходящими лучшие зарубежные и отечественные образцы, а два из них как раз и были отмечены золотыми медалями и дипломами в Бельгии.

К слову, по мнению заместителя председателя жюри Л. Ганс, при наличии международного патента и наглядной доказательной базы (видеофильма, рентгеновских снимков и истории болезни) с этим изобретением Россия смело могла бы претендовать на Гран-при. А по мнению специалистов, этот аппарат может быть широко использован в таких областях медицины, как травматология, ортопедия, амбулаторная хирургия, в физиолечении, а также в практике медицины катастроф.

Сегодня Дмитрию Селиверстовичу Рябоконю уже 72 года, но он по-прежнему полон идей, занимается разработкой и внедрением своего нового аппарата для лечения и диагностики заболеваний головного мозга, чем и вызывает уважение и восхищение коллег.