ТРОПИНКА В ГЕНИАЛЬНОСТЬ

ТРОПИНКА В ГЕНИАЛЬНОСТЬ

В Советском округе существует единственный в Западно-Сибирском регионе центр развития одаренных детей

«Если небо голубое, почему же снежинка, которые падают с неба, бедою цвета?» — с подобными вопросами работники центра дополнительного образования «Эврика» сталкиваются ежедневно, но прямых ответов на них не дают… Пытливые маленькие умы должны сами решить заковыристую проблему… И как результат применения уникальной методики -интересные научные работы шестиклассников…

Тяжело в России быть гением, тем более маленьким… Одаренный малыш, выявленный в начальной школе, уже в средних классах оказывается забытым. Учителя сменяют друг друга, преемственность нарушается… К тому же с возрастом у маленького гения может развиться отвращение к самому процессу получения знаний. Школьная программа навевает скуку, пытливый ум засыпает… К сожалению, такое не редкость. Да и были ли настоящие гении прилежными учениками? Для них ли создан учебный процесс?

Немало дискуссий ведется сегодня на тему: а стоит ли нагружать ребенка знаниями с самого маленького возраста. Иные советуют родителям вообще отложить обучение детей до достижения ими шести-семилетнего возраста, нечего, мол, маленький мозг перегружать. Для себя педагоги из «Эврики» вопрос с перегрузками давно решили. Маленькие гении с годами любознательности отнюдь не теряют.

— Мы развиваем возможности наших воспитанников, используя одну из самых передовых технологий — проблемное обучение, — рассказывает директор ЦДО «Эврика» Лидия Самохвалова. — Перед ребенком возникает какой-то проблемный вопрос, на который он поначалу не может дать ответа. Ну, например, такой: «если небо голубое, почему же снежинки, которые падают с неба, белого цвета?» Проблема для четырехлетнего малыша? Да, проблема. Прямо на поставленный вопрос мы не отвечаем. Не даем знаний: «снежинки белые потому-то и потому-то…» Стараемся, чтобы ребенок с помощью педагога, родителей сам исследовал проблему. В результате исследования, в результате эксперимента маленький человек самостоятельно делает вывод. Другое дело — насколько научным он будет. Но для нас ведь не это важно, нам нужно, чтобы ребенок сам научился думать и делать самостоятельные выводы…

— А вы не боитесь, что перегруженный собственными «выводами» ребенок со временем потеряет желание к обучению?

— Нет. Это было бы возможным, если бы педагог навязывал ему свои знания. Но когда маленький человек сам ищет ответ на поставленный вопрос, мотивационный фактор будет только расти…

Дело в «Эврике» поставлено на самую широкую ногу. В здании бывшего детского сада № 6, на двух тысячах квадратных метров обучается около ста восьмидесяти дошколят. В 19 школах округа работают 190 филиалов-кружков центра, в которых занимаются дети всех возрастов. К услугам маленьких гениев тренажерный зал, класс хореографии (в нем, кстати, с удовольствием танцуют и родители дошколят — коротают таким образом врёмя, пока их собственные дети учатся думать), музыкальный театр… О кафедрах филологии, математики и прочих дисциплин говорить вообще не приходится. Между прочим, работают на них не только педагоги центра, но и научные сотрудники омских вузов. А для того, чтобы еще выше приподнять мотивационный фактор школьников, в центре проводятся различные интересные мероприятия. Такие, например, как Ломоносовский турнир.

— До настоящего Ломоносова нам, конечно, еще далеко, — продолжает Лидия Самохвалова. — Ведь этот человек проявил себя в 13 образовательных областях. Мы предлагаем детям пока лишь семь. Из этих семи ребенок выбирает четыре и показывает в них свои знания…

Для того, чтобы справиться с заданиями, требуется порой не дюжая смекалка. Действительно, чтобы стать Ломоносовым, одних знаний недостаточно. Возраст претендентов значения не имеет, по сумме занятых в выбранных дисциплинах мест определяется самый-самый. В этом году Ломоносовым стала ученица шестого класса 32 школы Катя Стукен.

— А что же делать тем ребятам, у которых нет признаком одаренности? Простой ребенок может заниматься в «Эврике»?

— Конечно может. У нас занимаются сто восемьдесят дошколят, и все они для нас маленькие гении. Если вы посмотрите их работы, то поймете, что в каждом из них есть своя изюминка. Наша же задача эту изюминку красиво упаковать. И потом мы не выделяем из наших воспитанников интеллектуальную элиту, чтобы потом отсеять остальных. У нас, например, преподаватель музыки работает по уникальной программе, которая дает возможность «запеть» даже человеку без голоса…

Почва для взращения гениев в «Эврике» действительно плодотворна. Все здесь от учебных программ до цвета стен (зеленых и желтых оттенков) работает на поставленную педагогами задачу. В каждом классе висят зеркала — ребенок должен научиться себя принимать таким, какой он есть, и зеркала помогают в этом психологам. На каждом подоконнике стоят цветы — зелень создает комфортные условия для развития. Кстати, я был немало удивлен, когда увидел фиалки среди штанг и гантелей в тренажерном зале. Почему-то интеллектуальные «качай железо» выбрали именно этот цветок… Вообще, мне показалось, что я попал в некое обособленное от «общеобразовательной» России царство знаний. Но… Так не бывает, чтобы в России гении — маленькие ли, большие — были нужны кому-то…

Нет, конечно, скудные средства государство выделяет… На две статьи расходов: коммунальные платежи и зарплату педагогов. Но при этом в единственном в Западно-Сибирском регионе центре одаренных детей нет ни одного компьютера. И подающие надежду мальчишки и девчонки занимаются научной деятельностью по старинке. А для Ломоносова этого года Кати Стукен директор «Эврики» с трудом смогла найти деньги на приз. Сто рублей -такова сегодня цена детской гениальности. Впрочем, не в таких ли условиях выбивался в люди и сам гениальный русский ученый несколько веков назад?