Десятого декабря акционерам Омскпромстройбанка было направлено письмо за подписью председателя правления Валерия Степанова. Очень тревожное письмо о том, что некие «московские заказчики» хотят купить ОПСБ.
В Омске появились предложения на покупку акций банка. Еще полгода назад эти бумаги никому не были нужны. Их практически невозможно было продать даже за полцены. В свое время ОПСБ, выпуская акции, обещал чуть ли не златые горы. Одиннадцать тысяч омичей выложили за них десятки миллионов рублей. Если бы люди внесли тогда эти затраченные на покупку банковских бумаг деньги на срочные вклады, пусть даже в том же самом Омскпромстройбанке, они бы заработали куда больше, чем все выплаченные до сего дня дивиденды.
Но вот акции оказались востребованы. Теперь даже сам банк говорит: если вам кто-то предлагает купить их, сначала позвоните нам — мы заплатим не меньше. Готовы даже приехать домой, «в том числе и в сельскую местность».
В свое время Валерий Степанов увеличил уставной капитал на 100 миллионов рублей не по своей воле. ОПСБ не соответствовал нормативам, установленным Центробанком России. Среди трудового коллектива, например, ценные бумаги распространялись «добровольно-принудительно». В итоге сотрудники промышленно-строительного стали владельцами 40 процентов акций. И почти все отдали их в доверительное управление собственному руководству. Надо полагать, тоже не по своей воле. Сейчас им точно так же «приказано» под угрозой увольнения бумаги не продавать.
Но проблема еще и в том, что за прошедшие годы кто-то ушел сам. Вместе с пакетом акций. Омский филиал Башкредитбанка, например, возглавляет бывший заместитель Степанова Владимир Панфилов. Есть мнение, что ОПСБ хочет купить именно Башкредитбанк. Не омский его филиал, а головной. А связи у покупателя будут покруче, чем у наших земляков. Около семи процентов от уставного капитала Омскпромстройбанка принадлежит местному отделению железной дороги. Как нам известно, на главного омского железнодорожника Равиля Бикба-вова наезжает начальство из Москвы: «Продай!». В то же время ему грозят пальцем из областной администрации: «Не смей!». Вот и мечется он пока между столичной сциллой и омской харибдой.
Еще 13,5 процента акций владеет таврическое ООО «ПСФ». Это стопроцентная дочка Омскпромстройбанка. Создана она была для конкретной операции. Банк внес в уставной капитал ООО деньги, на которые ПСФ купило в свою очередь акции банка.
Только за прошлую неделю цена акций увеличилась с 60 процентов до номинала. Банк срочно скупает их, пока они не подорожали. В четверг-пятницу председатель правления обратился к сотрудникам, вышедшим на пенсию: продайте нам свои акции, пожалуйста.
Как написано в обращении к акционерам: «к сожалению, у всех в памяти случаи, когда омские предприятия уходили к хозяевам, далеким от нас во всем и стремящимся воспользоваться не своим трудом».
Интересно, что в Законодательном собрании в одном зале с депутатом Валерием Степановым сидят точно такие же депутаты — руководители этих самых предприятий, хозяева которых вне Омска. Депутат Александр Триппель -директор «Омскшины», контролирует которую компания «Сибур». Депутат Александр Покоев, директор «Омскнефтепродукта», где хозяин «Сиб-нефть». До недавнего времени и депутат-мэр Евгений Белов возглавлял АК «Омскэнерго», контрольный пакет которой у РАО ЕЭС России. Все уважаемые люди. И предприятия по-прежнему в Омске, никуда не переехали. Ни разу Валерий Николаевич, возглавляя комитет по промышленности Законодательного собрания, не выступил с обращением: мы теряем омские предприятия — контроль за ними уходит за пределы региона. Ни разу не поддержал и тех, кто заявлял такое. Пока не дошла очередь до самого ОПСБ.