ПАЦИФИСТ КАЗАКОВ НЕ ХОЧЕТ СЛУЖИТЬ В АРМИИ

ПАЦИФИСТ КАЗАКОВ НЕ ХОЧЕТ СЛУЖИТЬ В АРМИИ

Два года в Омске идет судебная тяжба: Евгении Казаков, член общественной организации "Пацифист", пытается реализовать свое конституционное право на альтернативную гражданскую службу.

Бесконечные обещания сделать Российскую армию профессиональной пока остаются словами. Более того, за семь лет не сделано ни одного реального шага для принятия закона об альтернативной гражданской службе (АГС). Законопроект завис в различных комитетах Госдумы РФ. Тем не менее, по информации из некоторых источников, только в 1997 году в призывные комиссии подали заявления о замене военной службы альтернативной и не были призваны на военную службу 1060 человек. Вообще-то, законным основанием для освобождения от нее. в соответствии с частью 3 статьи 59 Конституции РФ, являются убеждения или вероисповедание человека, противоречащие ее несению. А наличие этих убеждений может устанавливаться судом.

— Положение с альтернативной гражданской службой в Омской области сегодня стоит не менее остро, чем в других регионах страны, — сообщил нам юрист, директор омского экспортно-правового совета Андрей Ахрамович. — В осенний призыв 2000 года 27 человек подали заявление в призывные комиссии с требованием предоставить им «альтернативу» армии. Всем было отказано. Тогда восемь человек обратились за судебной защитой. Судебный корпус также отказал им всем в этом праве, сославшись на отсутствие федерального закона об АГС. На двух призывников — члена организации «Пацифист» Е. Казакова и А. Пепеаина — по ходатайству окружного военного комиссара была сделана попытка возбуждения уголовного дела по факту уклонения от службы в армии. Однако органы прокуратуры Кировского округа не нашли на то оснований.

Евгений Казаков занимается самым что ни на есть гуманным делом. Он актер детского театра, ставит для малышей спектакли, играет в них Кота Матроскина, Карлсона… Но дважды в год, накануне весеннего и осеннего призывов, в привычный уклад его жизни вносятся коррективы. Служители Фемиды, защитник Е.Казакова в суде и сам призывник уже на сто раз перелопатили словарь Даля, доказывая суть слова «пацифист»…

А. Ахрамович: Суд ссылается на то, что пацифизм — движение против войны, а Россия не воюет ни внутри страны (в Чечне, как поясняет нам военная пропаганда, идет антитеррористическая операция — Е.П.), ни за ее пределами. Но ребятам приходится давать присягу, брать в руки оружие, а если возникнет военная ситуация — по приказу использовать его для уничтожения людей.

Е. Казаков: Гражданин, конечно, пойдет защищать свое Отечество, если это будет надо, и без принуждения. Вспомним 1941 год. А если он не гражданин по убеждениям, то не пойдет и в военное время. Поэтому бесполезно создавать «обязаловку», ведь через нее правовое государство не построишь.

Именно благодаря «обязаловке» мы имеем известные проблемы в армии, такие как «дедовщина», например. И поэтому нужно давать людям возможность служить государству там, где они действительно необходимы, давать возможность получать знания в интересующих их областях и потом их использовать для общего блага, не теряя времени на «долг для галочки».

Я убежден, обязательная срочная служба, будь то воинская или альтернативная гражданская, в современном государстве уже недопустима, потому что пахнет рабством и унизительна. Государство с самой школы должно способствовать развитию в сознании человека той мысли, того убеждения, что служба Отечеству — это вся жизнь, у каждого на своем месте.

А. Ахрамович: Военные, которые предлагали проект закона об АГС, почему-то связывали ее с понятием просто альтернативной военной службы… Что это значит в их понимании? Наши стройбаты, где не выдают оружие, но принимают присягу и парни получают возможность трудиться в составе военного подразделения? Но ведь здесь возникает парадокс: по приказу эта военная часть должна будет взять в руки оружие и применить его…

М. Холодова, судья на заседании Кировского суда г. Омска в деле по иску Е.Казакова: Человек имеет право на несение альтернативной гражданской службы, но на нем лежит обязанность предоставить доказательства, почему он не может служить в армии. Мы объяснили Евгению Казакову, что если будет решение призывной комиссии об отказе ему в праве несения альтернативной гражданской службы (речь идет о весне нынешнего года — Е.П.), он вправе обжаловать его в судебных органах.

— А. Ахрамович: Интересен опыт альтернативной службы, который существует в Перми. Там девять молодых людей, доказавших свои пацифистские убеждения, проходят гражданскую службу в центре социальной помощи населению. Вот тот самый положительный опыт исполнения своего гражданского долга перед государством.

Закон об АГС принят на Украине, но им сумел воспользоваться всего один процент призывников. На мой взгляд, и в России к исполнению этого закона вряд ли прибегнут в массовом порядке. К тому же многие призывники связывают альтернативную службу с такими отраслями, как медицина, лесное хозяйство, где нужно трудиться на самой низкооплачиваемой работе. Вряд ли для большинства призывников моральные дивиденды станут привлекательнее военной службы.

Отстаивать свои права в суде для молодых ребят — и проявление активной гражданской позиции, и стресс. Впрочем, даже если закон об альтернативной службе будет принят и им будет чем доказать свои пацифистские убеждения — представьте моральное состояние их родителей… Люди старшего поколения — другой «закваски». Да, сегодня они уже не боятся открыто заявлять о своем отношении, например, к политике государства в Чечне. Но желание сына отстаивать свою позицию в суде до сих пор чаще всего расценивается как крайность… А что вы по этому поводу думаете?