В ОМСКЕ РАБОТАЮТ, КАК В ЯПОНИИ. ЗА ЗАРПЛАТУ В 500 РАЗ МЕНЬШЕ

Горячие предновогодние дни не приостановили работу межведомственной комиссии по контролю над уровнем зарплат. На очередном ее заседании, вел которое губернатор области Леонид Полежаев, был рассмотрен ряд омских предприятий

Первым по уже установившейся традиции комиссия заслушала «коллективного ответчика» — президента ассоциации предприятий текстильной и легкой промышленности Сергея Матевосяна. Отрасль переживает тяжелые времена, соответственно и заработки работающих в ней оставляют желать много лучшего. Но как их повысить, после выступления г-на Матевосяна осталось совершенно непонятным. Впрочем, как и то, зачем вообще было спрашивать об этом человека, под руководством которого успешно похоронено одно из крупнейших предприятий отрасли — АО «Большевичка» — и который не имеет ровным счетом никаких рычагов влияния на других директоров.

А вот в Омском, аэропорту ситуация иная. Предприятие работает вполне рентабельно — в прошлом году балансовая прибыль составила 3,2 миллиона рублей, за 9 месяцев этого года — 9,3 миллиона. Растут объемные, а значит и финансовые, показатели по всем видам перевозок. К сожалению, трудовой коллектив этого на себе особо не ощущает. Средняя зарплата за 11 месяцев составила здесь 2,4 тысячи рублей, правда, в ноябре ее довели до 3,3 тысячи. Для кого-то это, может, и неплохой уровень, но не для авиаторов, в Западной Сибири они в среднем получают более четырех тысяч. Гендиректор АО «Омский аэропорт» Сергей Круглов считает, что его предприятие на фоне соседей выглядит все же неплохо, но это весьма спорно. В новосибирском Толмачево, например, на зарплату идет 21 процент всех затрат, а в Омске только 10,2 процента. При этом средняя зарплата руководящего звена составляет 22 тысячи рублей в месяц, сам Круглов получает 29 тысяч. То есть, возможности повысить зарплату работникам аэропорта у предприятия есть, нет на то лишь желания руководства. Комиссия приняла неординарное решение: провести углубленную проверку деятельности аэропорта и доложить о ее — результатах на общем собрании коллектива. Вряд ли Сергей Круглов услышит от рабочих что-то хорошее о себе.

Вообще, проблема соотношения зарплаты руководителей и рядовых работников — очень остра. Никто не говорит, что уборщица должна получать ненамного меньше директора. Но и диких перекосов, когда эта разница доходит до 50-кратной, допускать, наверное, нельзя. То же самое касается случаев, когда начальство получает деньги, а рабочие их месяцами не видят. Яркий пример — Омский биокомбинат. Дифференциация зарплат здесь не столь уж велика — у основных рабочих в среднем выходит 650 рублей в месяц, у руководителей — 3,7 тысячи. Но при этом задолженность по зарплате 47 работникам руководящего звена составляет 28 тысяч рублей, а всем остальным 150 работникам комбината — 783 тысячи. Нетрудно подсчитать, что начальники недополучили в кассе по 595 рублей, а простые рабочие, чья зарплата и без того в пять раз меньше, — по 5220 рублей. Директор Биокомбината Юрий Шкабура пообещал исправить это положение и заявил, что в будущем году ожидает двукратного роста объемов производства, а стало быть, и существенного увеличения зарплаты.

Произойдет это, по всей видимости, и в АО «Тепличное», получившем осенью хороший урожай. Работники здесь получают 1500 — 1700 рублей, что где-нибудь в Тевризе считалось бы очень неплохим заработком. Но беда в том, что «Тепличное» расположено в непосредственной близости от Омска, и расходы его рабочих во многом схожи с городскими. Поэтому перед гендиректором АО Михаилом Чучмарем поставлена задача уже в начале года довести средний уровень зарплаты до двух тысяч рублей, с чем он согласился.

И, наконец, комиссия познакомилась с предприятием, у которого нет вообще никаких производственных проблем. Это «Взлет», выпускающий насосы различного назначения. Объемы производства здесь выросли с 19 миллионов рублей в 1999 году до 51 миллиона за 9 месяцев нынешнего года. А средняя зарплата почти сотни работающих составила за 11 месяцев 546 рублей. Ее доля в затратах предприятия — 0,67 процента. Для сравнения: на том же биокомбинате этот показатель составляет 27 процентов, в «Тепличном» — 31 процент. При этом, по словам работника экономического комитета, на «Взлете» все работают с утра до вечера как заведенные. Поверить в то, что директору Дубину удалось за 20 долларов уговорить народ потеть за станками столь же интенсивно, как делают это их коллеги на японских заводах за в пятьсот раз большую зарплату, невозможно. Никто в это и не поверил. Ведший заседание губернатор области Леонид Полежаев попросил руководителей Налоговой полиции и инспекции организовать на «Взлете» глубокую проверку и ее результаты довести до соответствующих органов. Не исключено, что Олегу Дубину придется сильно сожалеть о своей хитрости, из-за которой его хорошо отлаженный бизнес может и развалиться.