Чиновники опять сверху
В тот день, 23 января, областная библиотека имени Пушкина работала с полудня: часом раньше там начался гражданский форум. В актовом зале набралось человек триста. Были здесь местные чиновники, депутаты, предприниматели, общественники, журналисты. В том числе почти сорок омских участников российского Гражданского форума, состоявшегося в Москве в ноябре прошлого года. Все это время они хотели бы встретиться с губернатором Леонидом Полежаевым, но как-то не получалось. Теперь глава области пришел сам и занял место в президиуме. Рядом за столом привычно расположились председатель Законодательного собрания Владимир Варнавский, мэр Омска Евгений Белов и директор библиотеки Раиса Царева, которая объявила форум открытым.
Губернатор говорил минут сорок. Оказалось, что власти очень важно знать, с кем она будет «менять нравственный и социальный облик страны». Стало страшно за страну, но дальше выяснилось, что глобальные идеи Современного общества можно выработать только в ходе широкого общественного обсуждения, для чего нужно добиться согласия всех сил, заинтересованных в прогрессе. Что в регионе «все больше усиливается партнерство власти и общества».
Партнерство, может быть, и усилилось, но в президиуме почтенного собрания, помимо чиновников, так почему-то и не оказалось хотя бы одного пусть самого скромного и лояльного к власти общественника.
Кто манипулирует населением?
Потом рассказал губернатор, что власть в регионе вполне лояльна к появлению новых партий и движений, за исключением экстремистских. «Если это люди дела… и за плечами у них опыт, почему им нельзя доверять?» — риторически спросил Леонид Константинович. И, правда, почему? Привечая теперь общественников, политику областная власть оставила себе: так спокойнее. Из Устава области в 2001 году было изъято положение о выборах в Законодательное собрание по партийным спискам, которое так ни разу за пять лет и не было pea» лизовано.
Губернатор по поводу изъятия не возражал, а теперь особо озаботился близкими выборами. «Я уверен, — заметил глава области, -что омское общество достойно иного, нежели конфликты или виртуальное единодушие, навязанное наперсточниками с рынка политических технологий. В такой ситуации нам нужна общественная бдительность, чтобы избежать попытки в очередной раз превратить население в объект политических манипуляций».
Что имел в виду губернатор, говоря о политтехнологиях? По данным омского ГЭПИЦентра-2, за год в Омске сократилась аудитория местных телепрограмм. Почему? Потому, что омское новостное и политическое вещание практически полностью контролируется областной администрацией. Когда последний раз можно было услышать на омских экранах точку зрения, отличную от чиновничьей? Кто из омичей видел в местном эфире хотя бы одну открытую общественную дискуссию?
Сомнительная резолюция
После речи губернатора омичка Галина Кудря, руководитель «Поиска», рассказала, как вот уже двадцать лет «без перерыва на перестройку» эта общественная организация занимается патриотической работой», отыскивая места гибели солдат Великой Отечественной, пропавших без вести. Поисковикам нужен единый центр, где можно было бы получить финансовую и организационную поддержку. Андрей Иванов, руководитель омского отделения Российского союза ветеранов Афганистана, предложил провести «своего рода съезд граждан области». Зинаида Тикунова, председатель Общественной палаты Омской области, подчеркнула, что проблемы надо обсуждать на рабочих площадках. Что такое «рабочие площадки»? Это — дискуссии, где общество и власть могли бы обсудить проблемы на равных, потому что важно прямое общение. Омский профессор Анатолий Ремнев опять напомнил про скорые выборы и про то, что омичи будут подвергнуты «массированным, очень изощренным, финансово поддержанным политическим манипуляциям». Кто есть те самые манипуляторы, профессор не сказал. Зато под занавес госпожа Царева огласила текст резолюции форума представителей общественности «Гражданское согласие Омской области». В этой бумаге между красивых слов о достоинстве личности, скромно притаились строчки о том, что в преддверии выборов присутствующие «намерены вместе с действующей властью сформировать такую коалицию, которая сможет выдвинуть и поддержать наиболее достойных кандидатов, способных выразить коренные интересы избирателей». Что за коалицию нужно сформировать, так и осталось неясным. Раиса Николаевна спросила: «Принимаем?» Бог весть что ей послышалось в ответ, однако голосования так и не было. На днях речь губернатора была опубликована вместе с резолюцией, которая якобы была принята. Вот вам и уважение к личности, вот и гражданское согласие.