Когда я была совсем маленькая, к нам приехала Монте-Кассино, сестра моей бабушки по материнской линии. Она приехала сюда на чужбину, чтобы умереть в кругу родных. Я, правда, думаю, что умирая человек все равно одинок: что с родными, что без них…Помню, как то я спросила у нее: «Тетя Тереза, как себя чувствуют люди, когда умирают?» И как она ответила мне — помню: «Очень одиноко они себя чувствуют», вот что она сказала мне в ответ. Лейди Торренс в спектакле «Орфей спускается в ад» — любимая роль Татьяны Ожиговой
В театральной среде живут мифы о тех актерах, которые умирают на сцене во время спектакля. Татьяна Ожигова и при жизни была легендой Омского театра.
Татьяна Анатольевна Ожигова родилась в 1944 г. 15 октября в г. Артеме Приморского края.
В 1960 г. закончила школу в Ростове-на-Дону с золотой медалью. В этом же году успешно сдала экзамены в ГИТИС им А. Луначарского и во ВГИК. Выбрала ГИТИС. Ее зачислили сразу на второй курс профессора В.А. Орлова.
В 19 лет Татьяна становится ведущей актрисой театра им. М. Горького в Ростове-на-Дону Первой ролью на профессиональной сцене для нее стала Наташа в пьесе Э Радзинского «104 страницы про любовь». Вчерашняя студентка оказалась способной донести сложные чувства до зрителя, еще не обладая в полной мере сценическим мастерством. Ее заметили. Она, будучи юной девой, заявила о своем намерении царствовать и побеждать.
В 1970 г. Татьяна Ожигова появилась на подмостках Омского театра драмы. Сразу ввелась в такие спектакли, как «Сирано де Бержерак» Ростана (Роксана), «Смерть Иоанна Грозного» Толстого (Царица Ирина) «Русский вопрос» Симонова (Джесси). Начало в Омске было бурным.
Затем последовали спектакли, которые ставились специально для нее. Она была неким центром, героиней во всех смыслах этого слова Татьяна вела за собой партнеров, создавала графическую четкость сценического рисунка, виртуозно чередовала слово и паузу. Но ее молчание было громким. Зритель слышал ее чувства, мысли.
Простое перечисление ролей сыгранных Татьяной Анатольевной дает представление о том, какой богатой душой обладала эта актриса-Арман («Платок Мольера» Гуцкова) Настя («На дне» Горького), Полина («Солдатская вдова» Анкилова), Клеопатра («Антоний и Клеопатра» Шекспира), Лейди Торренс («Орфей спускается в ад» Уильямса), Катерина («Гроза» Островского), Марта («Не боюсь Вирджинии Вулф» Олби) и др. Татьяна Ожигова была большой актрисой, знающей, как выглядят истинные люди и страсти.
Все роли, что играла Татьяна, были про любовь: победительную и жертвенную, счастливую и трагическую… Она была Женщиной, но не той, которая борется за мужчину или за место под солнцем, а той, которая способна дарить себя и в любви проявлять милосердие, сострадать. Она играла так, как понимала, чувствовала, навязать ей что-либо было трудно.
Татьяна сама была художником Она могла вести за собой режиссера, опережая его. Она всегда была в поиске, в напряжении, сжигала себя. Ей было мало просто играть, ей необходимо было жить на сцене! Она умела поднять роль до себя и выплеснуть себя в своих героинь. Ожигова была настолько Актриса, что невозможно понять, где в ее судьбе жизнь, а где театр.
Татьяна Александровна не могла пожаловаться на невнимание к ней -играла классику, современных героинь, исторические роли. Ее любил зритель. Ей дарили цветы, посвящали стихи. В финале каждого спектакля -взрыв аплодисментов, которые долго не стихали. Можно подумать, что одним своим присутствием на сцене актриса страховала от провала.
В 27 лет Татьяне Ожиговой за исполнение роли Полинки в «Солдатской вдове» Н. Анкилова было присвоено звание лауреата Государственной премии РСФСР им К С Станиславского. В 1975 г. она стала самой молодой заслуженной артисткой в Омске. В 1982 г. — самой молодой народной артисткой в России. Она рано познала вкус успеха и славы и слишком рано ушла…
Последний ее выход на сцену был 7 ноября 1988 г. в спектакле «Вишневый сад» Чехова. Она играла Раневскую. Но в тот вечер премьерный спектакль не был доигран — горлом хлынула кровь. После этого актриса уехал к маме в Ростов-на-Дону. Там завершился её земной путь 9 июня 1989 года.
Времена сменяют друг друга и на театральном небосклоне появляются новые имена, но они не в силах превзойти звезду Татьяны Ожиговой. Она так и останется легендой Омской сцены.