Омский биплан доставил на полюс антарктическую экспедицию во главе с знаменитым русским полярником Героем Советского Союза и заместителем председателя Госдумы Артуром Чилингаровым.
До Антарктиды Ан-3 «доехал» в разобранном виде в чреве транспортного самолета ИЛ-76ТД. Команда приземлилась на базе «Патриот Хиллз», что на западе Антарктиды, общем лагере для частных экспедиций, и собрала свой самолет. Отсюда, преодолев за шесть с половиной часов 1200 км, экспедиция долетела до Южного полюса и совершила посадку возле американской полярной станции Амундсен-Скотт. Здесь их тепло встретили ученые из США, которые выдали гостям сертификаты в память о путешествии и показали станцию. По словам Чилингарова, американцы были потрясены, когда на базу позвонил Владимир Путин, чтобы поздравить путешественников. Россияне подняли на полюсе флаг своей страны и на американском транспортном самолете покинули южный материк.
Омская «аннушка» по невыясненным пока причинам взлететь не смогла, и осталась припаркованной неподалеку от шеста, отмечающего самую южную точку земного шара.
В составе экипажа Ан-3 были и двое омичей — Анатолий Сарычев и Александр Ларьков. После их возвращения в Омск наш корреспондент встретился с бортинженером героического экипажа Александром Геннадьевичем Ларьковым.
Антарктида
— Самым трудным во всей экспедиции было ожидание и угадывание погоды, — считает Александр. — В таких широтах она меняется от полного штиля до штормового состояния буквально на глазах. Мы планировали пробыть на полюсе два часа, а застряли на двое суток — так распорядилась погода. Выбирались с полюса через Новую Зеландию — наиболее экономичный маршрут. Почему не смогли забрать самолет — расскажу как-нибудь в другой раз, сейчас этот факт слишком оброс домыслами.
Больше всего в Антарктиде Александра поразил лед. Не только то, что там все покрыто им и не его толщина. Самое главное — он светился. Даже когда небо было сплошь затянуто облаками, из каждой трещинки шло свечение от ярко-голубого до бирюзового. Создавалось впечатление, что все кругом неземное. Даже камни, вроде обычные по составу, выглядели иначе.
Пингвинов в Антарктиде путешественники не видели, потому что забрались слишком далеко от побережья. Магеллановы пингвины, что встретились в Чили, были мелкими, не более полуметра высотой. А настоящие королевские пингвины обитают только на севере Антарктиды.
Очень солнце удивляло — висит Все время примерно на одной высоте, около 45 градусов над горизонтом. Но вращалось оно в другую сторону — против часовой стрелки.
Амундсен-Скотт
— Американцы здорово умеют устроить свой быт, — восхищается Ларьков. — Вот и в Антарктиде они целый городок сумели упрятать под лед. Есть у них на станции Амундсен-Скоп и спортзал, и бильярдная. Вода горячая без перебоев. Температура воздуха в помещениях не меньше двадцати градусов. Начальник станции -молоденькая девушка лет двадцати пяти.
Порядок для них — забота номер один. Потому и чисто, что не мусорят. Россияне, работавшие у своего самолета, перекурили — и по привычке окурки побросали под ноги. Тут же молча появились американские полярники, подобрали мусор и унесли.
На такой высоте — 3250 над уровнем моря — и в таких широтах люди обычно испытывают кислородное голодание. Поэтому многие отказываются от приема пищи — просто не хочется есть. Бывалые полярники знают, что в таких случаях важнее всего соблюдать питьевой режим. Шесть литров жидкости в сутки — минимальная норма для человека, каждый просто обязан пить не меньше. Еду можно выбрать по вкусу — есть в меню и кисломолочные продукты, и свежие фрукты.
Мир. Дружба. Южный полюс
Полярники гостей встречали с небывалым радушием. Помощь предлагали в любых мелочах.
— Если не могут сразу объяснить — подбирают синонимы на всех мало-мальски известных языках, — вспоминает Александр.
Дотошность и пунктуальность Ларькова поразила даже американцев. Они назвали омича бюрократом, но это было не раздражение, а уважение к человеку, соблюдающему каждую букву правил.
Установку флага провели в торжественной обстановке.
— Нет на полюсе никакого антагонизма, — сделали вывод российские путешественники. — Стоят на Южном полюсе флаги многих стран Земли. Выстроились в ровную дугу, которая в перспективе замкнется в круг. Но до круга еще далеко. Американские полярники с большим уважением относятся не только к своей государственной символике, а к флагам всех стран в равной мере.
Не секрет, что полярная экспедиция российских путешественников полностью финансировалась частными лицами. Казалось бы, правительству совершенно до этого нет дела. Но звонок Путина взволновал всех, кто в тот момент был на полюсе. Гораздо больше россиян восторгались американцы.
— Вот что значит — руководитель, — говорили они.
Мечта
— Я не был знаком раньше с Чилингаровым, — делится Александр Геннадьевич. — Но он меня просто поразил своим умением владеть ситуацией и принимать решения. Это он решил, что самолет останется в Амундсен-Скотте до лучших времен. Я снял с «аннушки» оборудование, которое нужно в Омске, опечатал. «Militari secret», — шутили американцы. Что бы ни говорили, а мечта о новой поездке на полюс, уже за самолетом, крепко засела в сердцах. Тем более, что наш омский одномоторный биплан превосходно себя показал. Если меня позовут — поеду по первому зову. Вот такой я в жизни — разве удержишь меня дома, когда впереди столько романтики.