Проблемы, возникающие у взрослых, не могут не отражаться на сознании и психике юных. Зачастую состояние растерянности, тревоги, страха, преследующее родителей, передается ребенку, оказывая негативное влияние на его развитие.
Возможно, именно этим порождены имевшие место в Омске случаи вопиющей детской жестокости, когда подростки совершают тяжкие преступления.
По данным областной прокуратуры, в 2000 году несовершеннолетними совершено 3276 преступлений. Особый их рост отмечен в Кировском и Советском округах города, а также в ряде районов области. Число умышленных убийств, совершенных подростками, возросло на 18,8%. тяжких телесных повреждений — на 105,9%, разбоев — на 63,4%.
Наиболее высокая преступная активность отмечена среди не учащихся и не работающих подростков, 1751 преступление (53%) совершено именно этой категорией. Несовершеннолетние преступники проявляют крайнюю жестокость как к сверстникам, так и ко взрослым людям, и даже к своим родным.
Так, к примеру, 15-летнюю омичку Катю не остановили мольбы и просьбы собственной матери, убийство которой она совершила вместе со своим 17-летним другом. На протяжении последнего года между проживающими вдвоем в частном доме на улице 14-й Рабочей мамой и дочерью сложились конфликтные взаимоотношения, вызванные, по-видимому, возрастными изменениями характера и поведения девочки. Особенно они обострились в течение лета и осени, после того как, узнав о состоявшемся знакомстве и постоянном тесном общении дочери с учащимся Омского сельхозтехникума Сергеем, мать стала всячески препятствовать этому: запрещала гулять допоздна, требовала большего внимания к учебе и домашним заботам. Катя, будучи недовольной таким положением дел, с лета 2000 года (как выяснилось в суде) стала вынашивать план «устранения» проблем.
Вечером 20 октября, после отказа матери оставить Сергея на ночлег, Катя приняла окончательное решение…
Другой, удивляющий своей недетской жестокостью случай, произошел в начале 2000 года в деревне Урусово Саргатского района. Здесь 20-летняя омичка Светлана вовлекла в совершение особо тяжких преступлений своих несовершеннолетних сестру и брата.
Семья, в которой воспитывались 9-классница Мария и 13-летний Дима, слыла в деревне неблагополучной. Поскольку мать ребят нигде не работала, часто в доме не бывало и куска хлеба. Несчастных детишек обычно подкармливали сердобольные соседки. Тем более чудовищным покажется то, что совершенные подростками преступления были направлены против своих благодетельниц.
Одну из них, пенсионерку 1927 года рождения, Мария и Дима, по приказу старшей сестры, задушили 25 января 2000 года. Ценностей в доме пенсионерки не нашлось, и вдохновительнице преступления пришлось довольствоваться 40 рублями, найденными в переднике убитой. Кроме того, ей приглянулись колготки стоимостью 60 рублей, а Диме достались 15-рублевые носки. В доме также нашлось немного продуктов питания: 1 кг риса, пол-литра растительного масла, булка хлеба. Таким образом, общий «доход» составил 145 рублей.
Никто из соседей и односельчан даже не догадался, и все, включая местного фельдшера, решили, что старушка умерла естественной смертью.
Безнаказанность толкнула убийц на новое преступление. Меньше чем через месяц, вечером 10 февраля, Света, находясь в состоянии алкогольного опьянения, вновь предложила младшим сестре и брату совершить нападение на другую престарелую соседку. Позже на суде мать охарактеризует старшую дочь как агрессивного человека, которого младшие дети просто боялись.
Как бы то ни было, около 21 часа Света с Марией отравились к 90-летней соседке… И в этот раз никто бы не заподозрил, что смерть пожилой женщины была насильственной. Однако соседи, заметив пропажу многих вещей в доме убитой и обнаружив их в жилище неблагополучной семьи, сообщили об этом в милицию. В итоге Светлана получила 13 лет, а Мария — б лет лишения свободы. Дима избежал наказания, поскольку не достиг возраста уголовной ответственности.
Жестокость в подростковой среде — явление не довольно распространенное и служит порой даже для самоутверждения в группе сверстников.
Случайным или нет было знакомство на омском железнодорожном вокзале двух сельских девушек с 15-летней Мариной и 14-летней Юлией, живущими в городе и занимающимися проституцией на снятой дли этой цели их знакомым квартире, но оно оказалось роковым дня одной из приезжих — несовершеннолетней Жени. Случайный прохожий обнаружил ее страшно обгоревшее тело. Девушка была еще жива и скончалась позже, успев рассказать милиции о тех кошмарах, которые ей пришлось пережить.
Как выяснилось. Юля давно состояла на учете в отделении профилактики правонарушений несовершеннолетних Первомайского УВД САО, поскольку до этого неоднократно задерживалась за грабежи, мошенничество, вымогательство с применением насилия.
Маринина семья проживает в Калачинске, мать не работает, пьет, отец умер в 1999 году. Девочка систематически уходит из дома и в течение 1999-2000 годов трижды задерживалась в Омске за бродяжничество. Что и говорить, преступницы стоили одна другой. Непонятно только, куда смотрели сотрудники правоохранительных органов, которым поручено было опекать эту столь криминальную парочку, и почему нужно было миндальничать с ними до тех пор, пока они не совершили самое страшное свое преступление — отняли жизнь у такой же, как они, молодой девчонки.
Впрочем, с тем же успехом можно обвинять и семью, и школу, и все наше общество, в котором почему-то все чаще появляются подобные монстры — не дети, но изверги. И дело здесь и в том, что нынешняя молодежь видит по телевизору слишком много насилия. И в той жестокости, с которой ребенок сталкивается в реальной жизни. Не слишком ли много жестокости?