Борьба за мандаты обещает быть острой. В этой связи мы попросили ответить на ряд вопросов доктора исторических наук, известного в Сибири политолога Сергея Валентиновича Новикова.
— Сергей Валентинович, как Вы оцениваете социально-экономическую и политическую ситуацию, сложившуюся в нашей области?
— Как крайне тяжелую. Область является одним из самых разоренных регионов России. К тому же это политическая вотчина Л. Полежаева, который он «приторговывает» в своих собственных интересах, нанося экономике региона значительный ущерб. На территории области отрабатываются и, судя по всему, воспринимаются федеральной властью те формы и методы борьбы с политической оппозицией и представителями каких-либо экономических групп, которые противодействуют официальному курсу. Можно говорить о сформировавшемся режиме власти в регионе.
— Чем, на Ваш взгляд, он отличается от федерального?
— Отличий, к сожалению, становится все меньше, так как кремлевские пиарщики многие освоенные ими способы удержания власти и поддержания порядка уже распространили на всю Российскую Федерацию. Например, досрочные выборы руководителя (август 1999 года — Леонида Константиновича, март 2000 года — Владимира Владимировича). Летом 1999-го — бригады молодчиков из НДР, расписавших город во время проводимых уличных акций. В ноябре 2001 года — «Идущие вместе», готовые спровоцировать столкновения на улицах. И те, и другие, не секрет, — наемники.
Во втором случае, правда, им пришлось уйти с улиц, где проходило шествие левой оппозиции.
— И все-таки какие-то отличия существуют?
— Один пример — осень 1998 года в Омске. Когда представители УВД в нарушение закона пытаются арестовать и проводить в суд действующих депутатов Законодательного собрания области. Будь возможность ^»омское руководство размахнулось бы шире, да федеральный закон не дает.
— Ради чего эти «старатели» идут на столь жесткие и непопулярные меры?
— Ради суперприбылей, мог бы сказать я, но, увы, у нас все гораздо хуже. Похоже, один человек старательно пытается удержать власть и ради нахождения в кресле готов пойти на любой экономически невыгодный области проект, на игру в экономические поддавки. Он стал гарантией попадания омской экономики под контроль иногородних структур.
Примеров тому немало. Пресловутая «Сибнефть», неясности в самолетостроении, практический провал омских танкостроителей…
— Что бы Вы могли сказать о раскладе сил в Законодательном собрании области сейчас?
— К сожалению, у коммунистов и оппозиции в целом там нет большинства. А вот нынешнее большинство легко управляемое. Причин — несколько. Будучи собственниками, такие депутаты, как Веретено, Калинин заинтересованы в лоббировании своих интересов и потому примут навязываемые обладминистрацией правила игры. Даже если эти отношения им не нравятся! Они обречены быть «за», иначе разорятся. Самое лучшее, что мог бы сделать для них избиратель, это избавить от политической ноши. К тому же, несут они ее не в пользу населения, а в пользу тех, от кого зависят. Не забывая, конечно, о себе, любимых. Вторая группа так называемого директорского корпуса — самая многочисленная из всех. Всех перечислять не стану. Здесь полный контроль над всеми рычагами — от бюджетного финансирования до налоговиков и проверок по различным линиям. Обычно эти в общем-то неплохие люди оправдывают свои поступки заботой о коллективе, которым руководят. Сами, мол, видите, слишком тяжелый груз: и предприятием руководить, и …..
Третья группа, «яркими» представителями которой являются Машкарин, Варнавский — это, так сказать, «службисты». Служба в Законодательном собрании вполне комфортна для покладистых депутатов, ну, почти как в фильме «Белое солнце пустыни»: «Хороший дом, хорошая жена, депутатское кресло — чего еще надо человеку для счастья?!»…
— Как Вы можете оценить работу депутатской группы КПРФ в Законодательном собрании области?
— К сожалению, не имея большинства в Законодательном собрании области, депутатская группа не смогла осенью 1998 года провести антикризисные мероприятия. Теперь отдельные положения этого проекта разрабатываются в области, но уже с этикеткой «губернаторские инициативы», причем доходы от этого получает не столько бюджет, сколько вышеуказанные структуры. Я — о разработке газоконденсатных месторождений, о «раскрутке» нефтедобычи на севере области, о запасах стратегического сырья. Другие пункты не реализованы, и это уже сказалось на многих делах. Либеральная печать уже рассказала о гниющем зерне, а ведь осенью 1998 года предлагалось разобраться с вопросом, кому принадлежат элеваторы, и, вообще, был большой пакет законопроектов по аграрным вопросам.
— Что же конкретно было отвергнуто из того, что предлагалось депутатами-коммунистами?
— «Антикоррупционная» часть программы депутатской группы, касающаяся проектов «Вольво», «Кейс», «Газификация», а также деятельности ряда структур областной администрации.
Депутатской группе КПРФ зато удалось решить огромное количество текущих вопросов, касающихся отдельных граждан и трудовых коллективов. Но, конечно, отсутствие большинства в собрании мешает депутатам-коммунистам выйти на качественно иные формы и методы работы. Послушная губернатору «двадцатка» депутатов довела область до уровня четверосортного региона, а вот 20 депутатов-коммунистов могли бы осуществить поворот к восстановлению региона.
— Началась ли выборная кампания? Об этом уже много говорится.
— Без сомнения, избирательная кампания началась давно, гораздо раньше, чем об этом объявлено официально. Должен сказать, что болезнь всей страны — это постоянно идущий пиар. Создается впечатление, что фамилии Путин или Полежаев стоит писать на какой-нибудь манер в вариации «де-пиар». Это будет соответствовать аристократическому апломбу, к которому многие сейчас карабкаются, забывая известную поговорку про калашный ряд.
— Приведите конкретные примеры.
— Пожалуйста. Именно так началась кампания господина Веретено Владимира Константиновича. Вспомните «борьбу» против реформы ЖКХ, проводимую на отдельно взятой территории, пробные автобусы в период кандидатских будней 1999 года. Новые напряженные дни — новые веяния: проект депутатского договора с КТОСами. Мол, есть проблема связи депутата с народом. Однако… признание более чем откровенное. Депутат Веретено не сумел-таки установить контакт со своими избирателями каким-либо нормальным путем!? Как следствие — город украшен красными ящиками. И вот теперь новый проект… Ну, не может народный избранник по-человечески, как все. Может быть, ему лучше заняться тем, в чем он действительно поднаторел?.. Далее. Директора школ вдруг письма депутату Калинину начали писать о наркомании среди подростков. Начали говорить, что она растет, косвенно признавая тем самым провал губернаторской (кстати, тоже предвыборной) программы борьбы с наркоманией. Ну а господин Калинин ударит законопроектом об увеличении ответственности. Хочется спросить господина Калинина: «Что ж вы до Леонида Константиновича не дотянули в кровожадности — он смертную казнь предлагал?..»
— Какова, на Ваш взгляд, в этом роль прогубернаторских СМИ?
— К сожалению, так называемая четвертая власть у нас не на высоте. Журналистов да и редакторов можно только пожалеть, ибо они сами не верят ни в то, за что агитируют, ни тому, кому угождают. Ну, ничего здесь не поделаешь — приговорены быть «винтиками» одного-разъединого пропагандистского механизма. Этим они обязаны той же «двадцатке» депутатов и бездействию федеральных органов власти. Редакции вынуждены публиковать заказные обсуждения очередных проектов и инсинуации местных чиновников, боясь упомянуть о какой-либо альтернативе. Одним словом, обыгрывается вариант «Кушай, Ваня, тюрю, лучшего-то нет»…
— Какие шансы на выборах в городской Совет и Законодательное собрание для КПРФ и левой оппозиции в целом?
— Шансы хорошие. Думаю, что в рамках правового государства Компартия и в стране, и в нашем регионе получила бы большинство, то есть те 20 голосов в Законодательном собрании области, о которых мы говорили. Народ против той группы, которая жирует на нашем несчастье. Но есть пресловутый административный ресурс. Я не знаю, дойдут ли у нас до отстрела, но все остальное будет.
По моим данным, есть ЦУ не регистрировать по различным поводам серьезных оппонентов власти.
Есть уже список от партии власти. Так что я хотел бы пожелать мужества и не столько кандидатам от КПРФ, сколько избирателям. В такой ситуации сделать выбор не сердцем, а головой, не за разовую подачку, а ради перспективы, — это большое мужество. И если так будет, победа нас не покинет!