НА СИБИРСКИХ ПЛАНТАЦИЯХ САХАРНОГО ТРОСТНИКА

Омская область стремительно превращается в провинциальную дыру

Из Тюмени в Тюмень.

Осенью прошлого года Омская область потеряла рынок ценных бумаг Тюмени. До этого момента наше отделение ФКЦБ курировало акционерные общества двух областей и двух автономных округов — Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого. Что вызывало немалое удивление всех, кто об этом узнавал: омские обороты ценных бумаг всегда были (есть!) мизерны по сравнению с любым из трех северных субъектов федерации. Такое решение удалось «пробить» исключительно за счет кадрового потенциала омичей. Сегодня главные «пробиватели» живут и работают в Москве, бывая в нашем городе лишь наездами. А тюменских акционеров после образования территориальных округов переподчинили Екатеринбургу.

Зимой нынешнего года Омская область потеряла Сбербанк. О том, что он присоединится к тюменскому, было известно еще полгода назад. Процедура несколько затянулась, но наконец состоялась. Недавно приезжали проверяющие с Севера и основательно прошерстили наш Сберегательный. Все сотрудники подписали соответствующие заявления об увольнении с одного места работы и о приме в другое. Омский случай опять-таки уникальный: наверное, это единственный в стране областной Сбербанк, управляют которым из иного федерального округа. (Правда, кое-что мы от переподчинения можем и выиграть. Северяне устроили разнос нашим банкирам за слабую работу с юридическими лицами. Теперь Сбербанк пытается на этом поле наверстать упущенное).

Связь и тепло.

Весной-летом 2001 года Омская область потеряет «Электрическую связь». Крупнейший омский оператор связи присоединится к новосибирскому коллеге и потеряет статус самостоятельного юридического лица. Предполагается, что после консолидации региональных телефонных монополистов увеличится их независимость от местных властей и инвестиционная привлекательность.

Летом-осенью нынешнего года Омская область должна потерять Омскэнерго. Впрочем, это может произойти и позже. После того как генеральный директор АК Евгений БЕЛОВ стал рассматриваться в качестве будущего мэра, председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий ЧУБАЙС попытался провести в руководители Омскэнерго своего человека. Говорят, губернатору удалось отбить эту попытку. Успешно ли — будет видно на собрании акционеров, в повестку дня которого уже включен вопрос о выборах генерального директора. Но торжествовать омским властям в любом случае не придется: по словам руководителя департамента экономики РАО «ЕЭС» Василия ЗУБАКИНА, в Москве рассматривается вопрос о создании крупных межрегиональных акционерных компаний, вплоть до того, что разные омские ТЭЦ могут попасть в состав разных юридических лиц с центрами в иных субъектах федерации (подробнее об этом — в эксклюзивном интервью с Василием ЗУБАКИНЫМ, которое будет опубликовано в «KB» в середине марта).

Иногородние хозяева омской промышленности.

Омская область уже не контролирует значительный участок Тарского циркон-ильменитового месторождения, Тевризское газоконденсатное месторождение, немалую часть газораспределительных станций и газопроводов, все это принадлежит тюменской организации — ОАО «Запсибгазпром», которое ведет работы по газификации нашего региона, завышая при этом расценки. Это обнаружил комитет по собственности Законодательного собрания. При таких параметрах мы быстро им задолжали немалую сумму, и этот долг стремительно растет.

Уральскому концерну «Калина» был в свое время продан омский завод синтетических моющих средств. Что там происходит сейчас, не знает никто. Аналогичная ситуация со сменой хозяев произошла на крупнейших омских предприятиях Омскшина и «Росар». Уже не один год на первом из них хозяйничает «Сибур», на втором — «Сан-Интербрю». И там, и там степень зависимости от иногороднего руководства резко увеличивается.

Президент страны встретился с президентом Сибнефти.

Ну и наконец, Сибирская нефтяная компания. Она контролирует не только нефтезавод, Омскнефтепродукт, Омский каучук, Омский бекон, мясокомбинат «Омский», Лузинский комбикормовый завод, птицефабрику «Сибирская», Западно-Крапивинское месторождение нефти. По существу Сибнефть контролирует всю Омскую область, превратив ее в своеобразную колонию. Пожалуй, не менее половины финансовых поступлений в бюджет области приходится на вышеназванные предприятия, зависимые от компании. А кто управляет деньгами — тот диктует свою волю.

Есть мнение, что президент России и в самом деле не понимал, зачем он, собственно, приехал в Омскую область. Зато это прекрасно осознавали в его собственной администрации, разработавшей этот маршрут. В узком кругу в кабинете губернатора Омской области в разговоре с Владимиром ПУТИНЫМ участвовал президент Сибнефти Евгений ШВИДЛЕР. Его представил президенту Леонид ПОЛЕЖАЕВ. Это и была истинная цель поездки ПУТИНА в Омск. Цель, о которой сам президент не знал. После того как Роман АБРАМОВИЧ стал публичным политиком, на президента необходимо было выводить других людей из Сибирской нефтяной компании.

Политика Омской области по-крупному формируется за ее пределами, как, собственно, и экономика. Мы — «плантация для сбора сахарного тростника».

А для подтверждения последнего тезиса пример. Как известно, Сибнефть зарегистрирована в Любинском районе Омской области. Если бы ее обороты фигурировали в отчетах местной налоговой инспекции, то экономические показатели Любинского района были бы сравнимы с омскими. Однако каждый, кто взглянет на открытые статистические отчеты, обнаружит, что в показателях района нет никакой Сибнефти. Очень похоже, что ее объемы приплюсованы к оборотам города Омска и, подозреваю, — к данным по Центральному округу. Так как компания, скорее всего, сдает отчеты напрямую в областную налоговую инспекцию. А значит, регистрация в Любине фикция, которую можно попытаться опротестовать через суд.

Такая же фикция — экономический расцвет Омской области.