Новый генплан Омска появится через три года

Срок реализации старого генплана истек в прошлом году. 22 февраля на коллегии при исполняющем обязанности главы городского самоуправления обсуждали необходимость разработки нового генплана города.

Работы по его выполнению, по предварительным подсчетам, обойдутся городской казне в 10 миллионов рублей. Генеральным проектировщиком, видимо, выступит Омскгражданпроект. Институт обещает разработать документ не раньше чем через три года. Как выяснилось в ходе заседания, других претендентов на эту роль в городе нет. Если бы была возможность выбрать проектную организацию на конкурсной основе, то не исключено, что на разработку генплана потребовалось бы затратить гораздо меньше средств и времени.

А напланировали…

Последний раз генплан Омска принимали в 1970 году. Он был рассчитан на тридцать лет. За это время в городе должны были построить 411 километров автодорог, 30 транспортных развязок. И это с учетом того, что, по прогнозам специалистов, увеличение автотранспорта в Омске не превысит 2% в сравнении с 70-м годом. Однако их прогнозы не оправдались и количество «железных коней» увеличилось на 15%. И все бы ничего. Только вот из планируемых 411 километров дорог в городе построили всего 41 километр, а транспортных развязок вообще ни одной. Кроме того, омичам к началу 90-х годов сулили мусоросжигающий завод, метро, мост через Иртыш в створе улицы Фрунзе, новый аэропорт и многое другое. Анализ показал, что старый генплан по основным показателям выполнен всего на 10%. Но тридцать лет назад никто не предполагал, что Страна Советов из «развитосоциалистической» превратится в «недоразвитокапиталистическую» и финансирование всевозможных, строительных программ сведется практически к нулю.

Звучит красиво.

Если старый генплан практически не выполнен, зачем разрабатывать новый? В нынешних социально-экономических условиях работать по документу, принятому тридцать лет назад, невозможно. Хотя бы потому, что прежний генеральный план города не учитывает, во-первых, изменения, произошедшие в законодательной базе, а во-вторых, новые взгляды на развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. По словам главного архитектора города Альберта КАРИМОВА, новый генплан будет разрабатываться в контексте действующего законодательства и стратегического плана развития города. Однако делать это в условиях, когда на федеральном уровне не принято ни одной целевой программы развития регионов и отсутствует целый ряд нормативно-правовых документов, будет очень сложно. В частности, отсутствует схема размещения производительных сил страны, а также не выработаны единые принципы градостроительного планирования.

При разработке генплана планируется сделать упор на решение следующих вопросов. В первую очередь необходимо будет выявить и уточнить границы землепользования и установить режим правового зонирования, то есть разработать план «красных линий» как основы составления градостроительного кадастра. Надо заметить, что из-за того, что все эти вопросы не были решены раньше, по словам Альберта КАРИМОВА, в Омске практиковалась скрытая продажа земли. В качестве подтверждения главный архитектор привел пример с распродажей земельных участков в зоне строительства метромоста. Теперь якобы приходится выкупать их у собственников по рыночным ценам. Также в числе первоочередных задач инвентаризация промышленных, коммунально-складских и других территорий, чтобы в дальнейшем сформировать фонд перераспределения земель. Кроме того, необходимо будет уточнить схемы инженерно-транспортных инфраструктур с учетом внедрения автономных альтернативных систем жизнедеятельности города.

Конкурса не будет.

Генеральным проектировщиком генплана города, по всей видимости, выступит Омскгражданпроект. В принципе, собравшиеся на коллегии не возражали против именно этого института. Хотя предложение провести среди проектировщиков конкурс все-таки прозвучало. Зачем?

По предварительным подсчетам на разработку генплана потребуется 10 миллионов рублей. Вполне возможно, что в ходе конкурса удалось бы найти организацию, которая смогла бы выполнить необходимый объем работ дешевле. Но, как выяснилось в ходе коллегии, сегодня в городе проводить конкурс не имеет смысла. Оказывается, у нас осталось всего семь градостроителей, которым можно доверить разработку генерального плана. Вполне возможно, что придется для этих целей привлекать московских архитекторов и проектировщиков. Предполагается, что окончательный вариант генплана появится не раньше чем через три года.

А проблем — хоть отбавляй.

Вопрос разработки генплана Омска обсуждался чуть более часа. За это время на поверхность вылезло столько чисто внутригородских проблем, что, как мне кажется, без их разрешения мы никогда не создадим дееспособный генеральный план.

Например, у нас нет согласованности между всевозможными контролирующими органами. По словам одного из выступающих, требования пожарных, экологов таковы, что не хватит никаких финансовых возможностей, чтобы все их выполнить. Представители же Госкомэкологии, в свою очередь, считают: градостроители сами виноваты в том, что им постоянно приходится переделывать проекты, поскольку выполняют их без предварительного согласования.

Еще одна проблема, озвученная на коллегии, — в городе на сегодня нет структуры, которая займется сбором исходных данных. Раньше эта задача возлагалась на департамент экономики. А сейчас, сказал один из ораторов, в Омске создали какой-то гибрид, называемый департаментом экономики и финансов, который вообще не способен что-либо родить. Или же взять Омскгражданпроект, который намерен выступить в роли генпроектировщика. На сегодняшний день институт представляет собой сеть разрозненных мастерских. Есть опасение, что в таком виде ему трудно будет справиться с разработкой плана. Поэтому поступило предложение создать комплексный отдел по разработке генплана с отдельным целевым счетом. Если этого не сделать, то не исключено, что бюджетные средства, предназначенные на разработку плана города, начнут расходоваться не по назначению.

А Главомскархитектура, которая выступит в роли гензаказчика? Эту структуру вообще обозвали богоугодным заведением, семнадцать специалистов которого только и успевают, что писать различные пояснительные записки. Альберт КАРИМОВ, например, предложил усилить подведомственную ему организацию. Вообще, по его словам, Омску неплохо бы взять пример с Томска, где создан департамент архитектуры и градостроительства во главе с главным архитектором города. Думаю, вряд ли у нас на это пойдут. Достаточно того, что сейчас департамент недвижимости, земельный комитет и Главомскархитектура нет-нет да начинают тянуть одеяло каждый в свою сторону.