ВОЗДУШНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ

Аэрофлот и "Сибирь" пытаются вытеснить Омскавиа с рейса Омск - Москва

Конкурентная борьба среди авиакомпаний продолжается в Омске уже не первый год. Правда, иногда перевозчикам удается договориться и они утверждают единые тарифы, как это было в июне 2001 года. Однако, с тех пор стоимость авиабилетов увеличилась и былая договоренность канула в Лету. Тон новому экономическому спору задала, как всегда, новосибирская «Сибирь», установив самые низкие цены на билеты. И тем самым возобновила конкурентную борьбу. Возможно, что скоро она еще более обострится, так как «Сибирь» планирует расширить сеть своих омских чартерных рейсов.

В одном котле, но с разными возможностями

После периода летних отпусков меньше всего тарифы подняла авиакомпания «Сибирь». Как сказали ее сотрудники, цены на билеты вернули к реальной стоимости. В разное время новый, но одинаковый базовый тариф установили Аэрофлот и Омскавиа. По словам представителей этих авиакомпаний, немалую роль в повышении стоимости билетов сыграла конкуренция среди омских воздушных перевозчиков.

Ситуация на омском рынке авиаперевозок была бы более-менее спокойной, если бы на этот рынок не пришла новосибирская авиакомпания «Сибирь». Правда, на деятельности компании «Аэрофлот» ее появление практически никак не сказалось — Аэрофлот как был, так и остается вне конкуренции. Ведь это единственная компания, которая имеет возможность доставлять пассажиров во многие страны мира.

В настоящее время самолеты Аэрофлота выполняет регулярные рейсы в 25 городов России и 100 городов различных государств мира. По словам представителей Аэрофлота, преимущество компании перед другими и в том, что у нее есть так называемые сквозные билеты, стоимость которых значительно ниже обычных. То есть дешевле сразу заказать билеты из Омска в Москву и из Москвы, например, до какого-нибудь заграничного города, чем просто до Москвы, а там покупать еще один билет. Существенно и то, что на омском рынке только у Аэрофлота есть «Боинг», у Омскавиа и «Сибири» — лишь ТУ-154М и АН-24. Правда, рейс Омск — Москва «Боинг» выполняет всего три раза неделю, в остальные дни летает ТУ-154М.

Как сказала руководитель авиакомпании «Аэрофлот» Галина СЕМЕНОВА, Аэрофлот отличается от других компаний тем, что сервис на борту его авиалайнеров достиг международного уровня. По ее словам, после того как Аэрофлот стал улучшать сервис, Омскавиа и «Сибирь» тоже стали повышать его уровень. Но ее это не беспокоит, поскольку «здоровая конкуренция способствует тому, чтобы улучшать качество обслуживания пассажиров».

Что же касается авиакомпании «Омскавиа», то появление «Сибири» доставило ей немало головной боли. На протяжении нескольких лет Омскавиа придумывает все новые способы привлечения клиентов. Года два назад компания стала издавать свою газету, которую распространяют в авиалайнерах. Примерно в это же время появилась еще одна услуга: в Москве от трапа самолета пассажиров стали доставлять до станции метро «Домодедово». В Омске автобус компании привозит пассажиров, прилетевших из Москвы, до кинотеатра «Маяковский». А тех, кто собирается улететь в Москву, «подбирают» у магазина «Жемчужина». Кроме того, именно Омскавиа первая стала осуществлять сначала чартерные, а потом регулярные рейсы в Германию. А совсем недавно она открыла собственный цех бортового питания (раньше Омскавиа пользовалась услугами цеха бортпитания ОАО «Омский аэропорт») и изменила норму бесплатного провоза багажа с 20 до 30 кг.

Кстати, руководитель омского представительства авиакомпании «Сибирь» Валерий КИРЕЕВ о последних новшествах Омскавиа узнал из телефонного разговора с корреспондентом «КВ». КИРЕЕВ был весьма удивлен:

— Я не знал о нововведениях Омскавиа. Но думаю, что на взаимоотношения наших компаний эти новшества не повлияют, так как у нас с ними здоровая конкуренция. Вообще мы всегда очень хорошо относились к руководству Омскавиа.

Однако одна из причин спокойного отношения «Сибири» к новым услугам Омскавиа кроется, очевидно, в том, что основной козырь «Сибири» на омском рынке воздушных перевозок — самые низкие тарифы. Кроме того, у компании есть несколько преимуществ перед Омскавиа. Во-первых, самолеты «Сибири» летают в Германию четыре раза в неделю, а Омскавиа — один раз. Во-вторых, у «Сибири» есть рейс Омск — Новосибирск (Новосибирск-Омск). Полеты осуществляются один раз в неделю на самолете ТУ-154М: в понедельник в Новосибирск, в пятницу — обратно. Причем билеты весьма дешевые: 400 рублей с копейками на рейс Омск — Новосибирск и около 800 рублей — Омск — Новосибирск — Омск.

Третий лишний

В настоящее время самая жесткая борьба среди авиаперевозчиков ведется за рейс Омск — Москва. Ходят слухи, что «Сибирь» и Аэрофлот хотят вытеснить Омскавиа с этой линии. И неудивительно, особенно если учесть, что именно «Сибирь» возила омских детей на президентскую елку в Москву. Как сказали представители этой авиакомпании, выбор перевозчика был связан с расположением аэропорта Внуково (он ближе к Москве, чем аэропорт Домодедово, где приземляются самолеты Омскавиа). В Омскавиа думают иначе. Менеджеры компании связывают выбор областной администрации с низкими ценами на билеты «Сибири».

Возможно, что летом «Сибирь» и вовсе положит Омскавиа на лопатки. В конце ноября 2001 года головная авиакомпания обнародовала на заседании совета по туризму при администрации Новосибирской области свою программу летних чартерных рейсов за границу. Согласно плану, новосибирцы и жители соседних регионов смогут отправиться самолетами «Сибири» в Турцию (Анталья, Даламан, Бодрум, Измир), на курорты Болгарии (Варна и Бургас), в Испанию (Барселона), на Кипр (Ларнака) и в Грецию (Афины или Салоники). На болгарские, испанские и турецкие курорты можно будет летать из Омска и Иркутска.

Пока неизвестно, воплотятся ли планы «Сибири» в жизнь, так как новосибирские турфирмы обвинили компанию в том, что она стремится удерживать высокие цены на чартерные перелеты и не предоставляет турагентствам равные условия. Поэтому они совместными действиями пытаются заставить ее снизить цены на перевозки. Если же «Сибири» удастся сделать все как задумано, то омский филиал компании окажется в выигрышном положении по отношению к Омскавиа.