УЧРЕДИТЕЛЮ НЕ ДО МУСОРА

Школы Омска скатились в долговую яму

Прокурор Октябрьского округа Николай Никифоров подписал постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении директора школы № 138 Виктора Данильченко. Это случилось после проверки школы органами санэпиднадзора. Цитируем официальный документ: «в спортивном зале не работают душевые и уборные…, не работает санузел для мальчиков на 3-м этаже». В протоколе директор написал, что выполнить предписания санитарных врачей «невозможно из-за отсутствия финансирования».

В переписке на тему школьного мусора задействованы санврачи, чиновники и депутаты, вплоть до председателя горсовета Константина Подосинникова. На запросы всех инстанций начальник городского управления образования Сергей Канунников дает один ответ: » Оплата услуг по вывозу мусора с территории школ на сегодняшний день осуществляется из внебюджетных источников». Что означает «внебюджетные источники» для школ, быстрее всех догадаются родители: это в основном их денежки. И если бы их собирали только на вывозку мусора! Вот еще один документ — письмо директора школы № 148 Елизаветы Загоруйко, которая просит депутата Законодательного собрания Альтину Никитину «оказать содействие в финансировании экспертизы учебного заведения для аккредитации и аттестации». А вот все тот же ответ начальника управления образования Канунникова председателю горсовета Подосинникову, где он предлагает аккредитацию и лицензирование проводить «из внебюджетных источников». Эти самые внебюджетные источники давно трещат по швам; не всем родителям по карману школьные поборы.

При реформировании городской системы образования учредителем школ выступило городское управление образования. Школы при этом стали самостоятельными юридическими лицами со всеми вытекающими отсюда последствиями. Недавно, к примеру, налоговые органы в официальной форме предложили директорам реструктурировать задолженность в пять различных фондов, которая скопилась во времена хронических задержек зарплаты. В школе № 142, к примеру, этот долг составляет три миллиона рублей. Для директоров это было как гром с ясного неба. Но позвольте, а каковы же тогда функции и обязанности учредителя? Дело дошло до того, что экономией фонда заработной платы, которая набегает за счет больничных и отпусков и по всем нормам должна идти на премирование, матпомощь и доплату учителям, директора не распоряжаются. Этой экономией тоже распоряжается городское управление образования. Короче, у директоров теперь полная ответственность при полном безденежье.

Внебюджетные фонды, на которые так уповает начальник городского управления образования Канунников, сейчас, во время предвыборной кампании, могли бы пополнить состоятельные кандидаты в депутаты Законодательного собрания и горсовета. И они их пополняют, правда, на свое усмотрение. Скажем, директора ряда школ Октябрьского округа недавно обзавелись сотовыми телефонами. Нехило! При том, что в школе № 25 течет крыша, вместо теплицы — руины. В школе № 118 гниют полы, нужен ремонт. Надо полагать, что и эти проблемы должны решаться за счет внебюджетных источников, поскольку финансирование школ со стороны управления образования ограничивается выплатой заработной платы и оплатой коммунальных услуг. Возникает вопрос: если все остальные проблемы школы должны решать собственными силами, то для чего вообще городское управление? Не проще ли финансировать школы напрямую через департамент финансов, отдавая им полностью хотя бы то, что положено по закону? Глядишь, и родители — главные спонсоры «внебюджетных фондов» — вздохнули бы с облегчением.