ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ — К ПОЛИТИКЕ АКТИВНОЙ ЗАНЯТОСТИ

27 февраля состоялось очередное заседание областной коллегии, на котором было рассмотрено несколько проектов указов губернатора. И в частности, проект указа "О плане мероприятий по развитию временной занятости и общественных работ в Омской области в 2001 году".

В уставе каждого органа местного самоуправления не менее тридцати пунктов, в которых речь идет о жизнеобеспечении той или иной территории. Самые распространенные задачи: благоустройство, социальные услуги престарелым, инвалидам и малоимущим гражданам, организация досуга различных категорий населения, профилактика наркомании и преступности и так далее. Пунктов много, а средств в местных бюджетах для их реализации в жизнь, как правило, не хватает. Потому-то так важна для достижения наибольшего эффекта концентрация усилий финансовых ресурсов всех заинтересованных ведомств.

— Решая вопросы благоустройства в последние месяцы 2000 года, — подчеркнул на заседании коллегии заместитель губернатора, председатель комитета труда и занятости населения А. Тарелкин (он и представлял собравшимся проект нового указа), — мы одновременно обеспечили занятость населения, поддержали заработком как официальных безработных, так и желающих подработать студентов, пенсионеров и подростков. Мы привлекли к благоустройству дворов, микрорайонов и улиц большинство жителей Омска. Впервые активную роль в организации общественных работ стали играть КТОСы. Им и был поручен подбор людей на те или иные участки обустройства города.

Несмотря на то, что поддержка муниципальным образованиям и территориальным органам местного самоуправления в благоустройстве и других, связанных с жизнеобеспечением территории проблем, была оказана мощная и при этом в очень короткие сроки, барьеров на пути исполнителей инициированной обладминистрацией программы было предостаточно.

Жилищно-коммунальные хозяйства округов Омска, убедившись в том, что средства из областного бюджета и федерального фонда занятости достаточно стабильно поступают на их счета (для оплаты труда временно занятых людей и обеспечения фронта работ), стали решать в первую очередь свои внутренние проблемы. Кто-то впрок запасался инвентарем, так как оборудование ЖКХ изрядно износилось, кто-то прикупал горючесмазочные материалы, кто-то решил поддержать своих штатных работников. При этом игнорировалась сама идея привлечения людей, нуждающихся хотя бы во временном получении средств к существованию. Нарушались и те положения и законы, благодаря которым оказалось возможным направление средств в ЖКХ из областного бюджета.

Но из-за того, что большинство жилищно-коммунальных хозяйств города сами бедствуют, соблазн залатать дыры в первую очередь в своих конторах остается и сегодня.

С привлечением властей округов Омска эти конфликты между ЖКХ, КТОСами и управлениями труда и занятости населения удается разрешать. Хотя было бы куда лучше не тратить время на выяснение отношений, а усвоить правила организации общественных работ сразу. Они ведь очень просты.

А вот то, что из разбуженных новым делом КТОСов фонтаном бьют идеи приложения сил общественников, радует. И ряд предложений, вошедших в проект указа губернатора «О плане мероприятий по развитию временной занятости и общественных работ в Омской области в 2001 году», исходил именно из КТОСов. Благодаря им в ближайшей перспективе безработные, пенсионеры, студенты — все, кто нуждается в дополнительном доходе — смогут применить свои силы и знания не только в благоустройстве дворов, улиц и микрорайонов (как это было на первом этапе организации общественных работ), но также и в сфере социального обслуживания — в должностях телефонистов-информаторов, в качестве членов общественных пожарных дружин, сборщиков лекарственного сырья по программе «Омское лекарство». Однако прежде чем приглашать людей на эти временные участки работы, придется сначала подготовить самих организаторов таких предприятий из учреждений социальной защиты населения, комитетов по молодежной политике, органов здравоохранения, комитета по фармацевтической деятельности и производству лекарств, управления внутренних дел. Поэтому департамент федеральной государственной службы занятости населения по Омской области взваливает на свои плечи проведение в течение всего 2001 года методических семинаров и совещаний на областном и муниципальных уровнях, а также деловых игр для работодателей и специалистов служб занятости. К тому же общественные работы, относящиеся к так называемой активной политике занятости (в отличие от пассивной — то есть выплат пособий по безработице}, — сфера заботы как субъекта федерации, так и правительства.

В прошлом году губернатор Омской области Л. Полежаев подписал соглашение с Министерством труда и занятости о совместном финансировании программы активной политики занятости. Но, не дожидаясь прибытия в Омск пая из федерального бюджета, губернатор сразу же выделил два миллиона рублей на организацию общественных работ. А на реализацию плана мероприятий по развитию временной занятости на 2001 год выделяется уже 10 млн. рублей.

Но, как полагает заместитель губернатора А. Тарелкин, затраты областного бюджета на самом деле выльются в большую сумму. Ведь в реализации программы активной занятости в этом году, как мы уже говорили, примут участие многие комитеты и управления обладминистрации. Аркадий Иванович надеется на то, что и в бюджете г. Омска будет выделена особая статья на финансирование общественных работ. Тем более что в плане организации на 2001 год таких работ в Омске, в том числе связанных с благоустройством, озеленением и санитарной очисткой города (в рамках акции «Чистый город»), уделены значительное место и значительные средства.

Реализация плана мероприятий по развитию временной занятости населения позволит обеспечить временную занятость свыше 23 тысяч граждан, в том числе на базе общественных работ — 8,4 тыс. человек. Через программу летней занятости несовершеннолетних — 12 тысяч человек. Около 2,8 тысячи человек будут трудоустроены для выполнения временных, разовых и сезонных работ.

Проект указа губернатора по развитию в области активной политики занятости населения утвержден безоговорочно.