Интересные дела можно иногда раскопать в архивах омских судов. Так, в 2000 году к небольшому условному сроку был приговорен один из известных омских торговцев зерном Дмитрий Первушин. Дело это пытались замять на самом высоком уровне. За обвиняемого хлопотал даже один из заместителей начальника УВД Омской области.
Директор ЗАО «Агросибхлеб» Первушин был осужден всего лишь за неуплату налогов, хотя ему явно грозила статья о мошенничестве, так как он позаимствовал у государства зерна на несколько миллионов рублей. Использованная им схема называлась «Освежение запасов, заложенных на хранение в госрезерв». По документам все происходило так: «Агросибхлеб» сдал на калачинский элеватор для госрезерва 15 тысяч тонн зерна урожая 1997 года, а взамен забрал в Иркутской области аналогичное количество государственной пшеницы и ячменя урожая 1993-95 годов. Но загвоздка была в том, что в Иркутске указанный товар был действительно получен и тут же продан, а вот калачинские закрома оказались пустыми. Бумаги, которые завизировало Западно-Сибирское территориальное управление госрезерва, были фальшивыми.
Первушина подвела жадность: он не заплатил с проданного зерна налоги. На чем и погорел. На суде Дмитрий Дмитриевич, естественно, заявил, что ни в чем не виноват. Его попутал некий москвич Олег Васнев, о местонахождении которого Первушин ничего не знает. Тот выходил на связь только по своей инициативе. Первоначально директором «Агросибхлеба» был именно Васнев. Точнее некто, воспользовавшийся утерянным паспортом настоящего и ни о чем не подозревающего Васнева. Впрочем, обычно за московского партнера в документах расписывалась бухгалтер фирмы. Так что каких-либо письменных следов столичного искусителя в «Агросибхлебе» не обнаружилось. Но связи, похоже, у псевдо-Васнева были нехилые: именно он пробил разрешение на сделку с госрезервом. А калачинский элеватор был выбран потому, что Первушин, как сказано в материалах дела, фактически являлся его собственником, владея контрольным пакетом акций. При этой операции элеватор тоже был не внакладе, получая от государства деньги за хранение несуществующей пшеницы. Первушин, не один год параллельно возглавляя другую крупную зерноторговую фирму — ЗАО «Западно-Сибирская хлебная компания», был в этих делах отнюдь не новичком. Однако, по его словам, работал в «Агросибхлебе» чуть ли не из добросердечных побуждений, оставляя себе в качестве вознаграждения всего по 1000-2000 рублей. Остальные забирал Васнев.
Западно-Сибирское территориальное управление госрезерва признало факт хищения и ущерб в девять миллионов рублей, однако отказалось подавать иск о возбуждении уголовного дела. Так что Первушин отделался лишь легким испугом, получив условно три с половиной года. Забавно, что суд лишил его права заниматься деятельностью, связанной с «освежением госрезерва зерна РФ», всего лишь на один год. То есть через год, все еще отбывая условный срок, Дмитрий Дмитриевич вправе вновь взяться за госрезерв. А что касается лже-Васнева, то его, похоже, никто искать так и не стал. Говорят, что за хозяевами калачинского элеватора стоит известный омский авторитет Брыль.